Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Одна из самых горячих тем в российских госзакупках из теории перешла на практику. Давайте разберемся, по каким правилам заказчики теперь обязаны закупать ПО и как поставщикам работать в новых условиях.

Закупка российского программного обеспечения

Что нужно знать по теме?

Есть закон

1 января 2016 года вступил в силу 188-ФЗ, который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации,  в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

Документ содержит:

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие.  Всего в реестре 242 продукта, в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».    

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке.
  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же  «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке.

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают. Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело.  Например, из-за  технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика.  Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет,  будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Что делать поставщикам?

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией.  У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее  план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия  от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра, тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
5 комментариев
Гость 5 апреля 2016, 13:09
полезно и актуально.
Igor Sinyaev 6 апреля 2016, 12:15
Есть пара уточнений. Например можно указывать конкретную торговую марку ПО. По торговой марке —  дословно это примерно так должно звучать: Указывается торговая марка (например мы вот недавно закончили с Kaspersky) и сноска "эквивалент не предусмотрен в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров,работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения полной совместимости с программным обеспечением Рога&Копыта". На днях получили решение ФАС в нашу пользу, хотя сами разборки уже тянутся больше месяца. Главное суметь аргументированно доказать. В нашем случае не маловажную роль сыграло то, что у нас было несколько аттестованных объектов информатизации, которые в т.ч. использовали Kaspersky как средство защиты. При смене антивируса - нужно было проводить переаттестацию и приобретать учтенный носитель. Носитель копейки, а вот переаттестация тянула на сумму раза в четыре большую, чем сам антивирь.

Кстати у Dr. Web такая маркетинговая политика - агрессивная. И уже не однократно их закрывали в ФАСе и до нас и по другим основаниям. Например в июне (или июле) 2015 были аналогичные разборки в ФАСе с участием Минфина Свердловской обл. - решение было тоже в их пользу.
Igor Sinyaev 6 апреля 2016, 12:16
И второе — обоснование приобретения нужно только в том случае, если приобретается импортное ПО. На отечественное реестр не распространяется. А убедиться в отечественном происхождении ПО можно разными способами и без реестра. Это на счет рекомендаций войти разработчикам в реестр. Имеет смысл входить, если это, например офис, операционка, СУБД, и т.д. А для большинства узкоспециализированных решений, таких как например учебники 1С - я не вижу особого смысла во вхождении в реестр. :)
Гость 11 мая 2016, 16:23
Заказчики продолжают игнорировать закон, как вы думаете, его отменят? Есть ли смысл поставщикам и заказчикам что-то делать сейчас (входить в реестр)? http://ria.ru/economy/20160427/1421915628.html
Савукова Марина 25 мая 2016, 11:08
Добрый день!

До конца года скорее всего не отменят.
Поставщикам, которые заинтересованы в участии в закупках у госзаказчиков, рекомендую зарегистрировать свое ПО в реестре.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках