Заявка на электронный аукцион: подводные камни

26 февраля 2024 21 835 227

Мы уже рассказывали о самом популярном способе отбора поставщика по 44-ФЗ — электронном аукционе. В этой статье разберем нюансы заполнения заявки на такой тендер.

Какие сферы закупок вызывают трудности

У поставщиков возникает много вопросов при подготовке заявок на закупки в сфере строительства, дорожного ремонта, поставок медоборудования и продуктов. Это самые выгодные и сложные тендеры из-за большого количества ГОСТов, СНиПов, стандартов и регламентов.

Что делать, чтобы заявку не отклонили

Три совета от экспертов в сфере закупок.

Изучите извещение и инструкцию по заполнению

Отдельный блок в извещении о закупке посвящен требованиям к качеству и характеристикам товаров, работ и услуг. Это и есть техническое задание закупки — главная составляющая при подготовке заявки.

Если невнимательно прочитать техзадание, можно не заметить части требований или неправильно их истолковать. В первом случае это приведет к отклонению заявки на этапе рассмотрения, а во втором — к риску исполнить контракт в убыток или не исполнить свои обязательства и попасть в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года.

В извещении о закупке по 44-ФЗ заказчики указывают, в частности:

  • ГОСТы и другие нормативно-технические документы на товары. Если заказчик не указал номера ГОСТов, поставщики могут прописывать любые параметры в допустимых диапазонах.
  • Значения диапазонов. Параметры товара могут быть конкретными (диаметр трубы 200 мм) или диапазонными (диаметр трубы от 200 мм до 240 мм). Заказчик должен обозначить, какие параметры указывают поставщики в заявке. Также он указывает параметры, для которых диапазонное значение является конкретным. Например, асфальт должен обладать определенными характеристиками при температуре от +30 до -30.
  • Правила чтения знаков препинания, предлогов и союзов. Заказчик может изменять общепринятые правила чтения знаков препинания. Например, формулировка «цвет плитки “серый” или “белый”» будет означать, что поставщику нужно выбрать один из двух предложенных цветов. Часто этот прием используют, чтобы ограничить конкуренцию. Будьте внимательны.

Встречаются запутанные техзадания и запутанные инструкции. Вот один из таких примеров.

В электронном аукционе на модернизацию производственных помещений заказчик потребовал выбрать и указать класс арматурной стали — АI \ AIII. По инструкции из извещения символ «\» означает, что нужно выбрать и класс АI, и класс AIII. Далее шло уточнение марки: 35ГС; 25Г2С; 32Г2Рпс; Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп.

При этом символ «;» обозначал, что нужно выбрать только один из перечисленных вариантов. В соответствии же с ГОСТом 5781-82 к классу стали АI можно применять только марки «Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп», а к классу AIII — только «35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс».

На запросы разъяснений заказчик отвечал уклончиво, и поставщик подготовил заявку, ссылаясь на ГОСТ. В итоге заказчик ее отклонил. Верно подготовить такую заявку практически невозможно. Неточности в извещении — повод для жалобы в ФАС.

При поставке товара не забудьте указать конкретные характеристики и ГОСТы

Содержание заявки зависит от объекта закупки. Одна из ошибок — указать пустое согласие на поставку товара.

В закупке на поставку товара

Вы даете согласие на поставку товара. Обязательно описываете конкретные или диапазонные показатели товара, страну происхождения, фирменное наименование, патенты, товарный знак (при наличии). Если поставляете эквивалент, то тоже обязательно указываете показатели, а фирменное наименование и товарный знак — при наличии. Указываете, что товар соответствует ГОСТу, если в техзадании написано «товар должен соответствовать ГОСТу».

С 1 октября 2023 года заказчики формируют извещение, а участники подают заявки в электронной (структурированной) форме. Разобрали все этапы цифровизации закупок в большой статье.

В закупке на выполнение услуг и работ

Вы только даете согласие на выполнение работ.

В закупке на выполнение услуг и работ с использованием товаров

Необходимо всё перечисленное в первом и втором пункте: и согласие выполнить работы, и конкретные характеристики товара.

В закупке строительных работ

Если есть проектная документация, то в заявке даете только согласие на выполнение работ (ставите галочку на ЭТП).

«Форма 2» (согласие + конкретные характеристики товаров) нужна только при закупке на текущий ремонт, строительство некапитальных зданий, ремонт и содержание дорог (в том числе тротуаров, велодорожек и пр.), благоустройство территории, клининг и др.

torgi

Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Подавайте запрос на разъяснения, если что‑то непонятно

Вот самые распространенные нарушения заказчиков, которые вводят в заблуждение и на которые можно жаловаться:

  • Требуют предоставить «иные сведения». Если в техзадании не расшифровано, что это такое, извещение некорректно.
  • Не обосновывают, почему не используют ГОСТы на товары, у которых они есть, или используют их неправильно. Если в извещении есть хотя бы частичное несоответствие ГОСТам, при этом заказчик говорит «как хотим, так и указываем», сошлитесь на требования 44-ФЗ или на сами ГОСТы (их каталог есть на сайте Росстандарта). Заказчик обязан использовать ГОСТы или обосновывать, почему не делает этого.
  • Выставляют требования, возможные только для одного товара или поставщика. Если эквивалента не существует, а закупка не входит в перечень вариантов, когда заказчик может указать конкретный товарный знак (п. 1 ст. 33 44-ФЗ), — это нарушение.
  • Нельзя выставлять «уникальные» требования и к поставщикам. Например, в закупке на техобслуживание и ремонт транспортных средств в Волоколамске заказчик установил, что технический центр должен быть размещен в определенном городе. Таким требованиям соответствует только один техцентр. Участник подал жалобу и выиграл спор.
  • Требуют указать диапазонные значения, когда у товара есть конкретные. Если параметр товара имеет конкретное числовое значение, заказчик не может запретить указывать его в заявке. При этом в техзадании он обязан дать поставщикам вилку: минимальное и максимальное значения для той или иной характеристики товара.

Подать запрос на разъяснения в электронном аукционе можно 3 раза до окончания срока подачи заявок. Если не получается добиться точного ответа, нужно жаловаться в региональное отделение ФАС на содержание извещения.

zakupki

Безлимитные ответы на вопросы о закупках — в подписке для поставщиков

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
227 комментариев
ЕБ
КС
L
И
АС
И
Ю
А
АН
Асылхан Нурмагамбетов 29 мая 2020
Добрый день! Подскажите пожалуйста, закупка в форме аукциона по 223-ФЗ: 1 часть была отклонена. В обосновании решения написано "несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки" на этом всё, т.е. причина отклонения непонятна. Документы оформлены по форме заказчика на бланке организации. Ошибок и недочетов быть не может. Как действовать в данной ситуации?
И в целом, если аукцион проводится по 223-ФЗ, можно ли указывать информацию об организации в 1 части заявки? Может ли это быть причиной отклонения заявки?
Заранее спасибо!
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 29 мая 2020
Добрый день, Асылхан! С 2020 года эксперты гарантированно отвечают на комментарии по теме статьи только в первые сутки после публикации. Задайте ваш вопрос в специальной рубрике: https://zakupki.kontur.ru/site/expert
СЕ
Сергей Ермин 29 мая 2020
Добрый вечер, Асылхан! Вы пишете, что вы оформили 1-ю часть заявки на аукцион на бланке организации... Вот потому вас, вероятнее всего, и отклонили. За редким исключением в первой части заявки не может быть указаний на Участника, ни фирменных знаков, ни наименования.
И
здравствуйте, подскажи пожалуйста как оформить правильно первую часть заявки по ктру 10.12.20.000-00000006 куры зам
ЕЕ
Елена Ежова 7 октября 2020
Добрый день, Ильмира! С 2020 года эксперты гарантированно отвечают на комментарии по теме статьи только в первые сутки после публикации. Задайте ваш вопрос в специальной рубрике: https://zakupki.kontur.ru/site/expert
АА
Андрей Александрович Рыжков 25 ноября 2020
Добрый день! Подскажите пожалуйста, участвуем в тендере на обслуживание лифтов, в ТЗ помимо наименования работ указаны и запасные детали, которые поставщик обязан использовать в случае замены (характеристики от, или, эквивалент и т.д), что мы в итоге должны написать в первой части, согласие как в одном из примеров или ещё список запасных часте ?