Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

В рамках цикла статей на тему национального режима разберем Приказ №126н. В статье ответим на вопросы, с которыми чаще всего сталкиваются участники закупок: суть приказа, можно ли заменить страну происхождения, как на это смотрит ФАС и другие.

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Условия допуска

Приказ № 126н — это единственный правовой акт, который регулирует условия допуска товаров. В отличие от запрета допуска, заказчик может закупать иностранные товары, и в отличие от ограничения допуска, не будет отклонять заявки с иностранным товаром.

В аукционе контракт заключат по цене победителя, если заявка с товаром из ЕАЭС: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия. А вот от цены победителя с иностранным товаром вычтут 15% — Приложение №1, 20% — Приложение №2 и в закупках по реализации национальных проектов.

При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений:

  • у заявки с товаром ЕАЭС вычитается 15% или 20% от предложенной цены во время оценки заявок, чтобы такой участник мог получить больше баллов,
  • контракт заключается по цене победителя, без учета преимуществ при оценке заявок.

Как подтвердить страну происхождения

В состав заявки необходимо приложить декларацию страны происхождения. В аукционе и открытом конкурсе — во вторую часть заявки. В запросе котировок, запросе предложений — в составе заявки.

Можно ли заменить страну происхождения

Во время исполнения контракта нельзя поменять страну происхождения товара. Исключение только одно: вы меняете свой товар на товар из ЕАЭС — например, привезете продукты не из Беларуси, а Казахстана или поставите посуду не из Италии, а России. 

Когда применяется

  • В любых состоявшихся конкурентных закупках: то есть среди тех заявок, которые допустили и играли, есть хотя бы одна с товаром ЕАЭС и одна с иностранной продукцией.
  • При заключении контракта со вторым участником, если победитель уклонился.
  • Предметом одного контракта или лота могут быть только те товары, которые входят в Приложение №1 или в Приложение №2.

Когда не применяется

  • Закупка не состоялась.
  • Все заявки содержат предложения из стран ЕАЭС.
  • Все заявки содержат предложения с иностранным товаром.
  • Товар попадает под форму национального режима — запрет.

Например, ОКПД2: 26.2 — Компьютеры периферийное оборудование. Попадает одновременно под Приказ №126н и ПП РФ №1746.

Что будет, если в заявке указать одну страну, а поставить товар из другой

Страной происхождения товаров — та, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке, переработке. Если вы победили с товаром из ЕАЭС, то нельзя поставить иностранный товар. Заказчик обязан будет отказаться от такого товара и расторгнуть контракт. Победителю придется поставлять товар из заявки, или он попадет в РНП.

Что делать, если один из участников указал, что у него товар российского производства, хотя таких не бывает

Ответственность за достоверность информации несут участники закупок. По Приказу №126н требуется только декларирование страны происхождения товара. Заявка с недостоверными сведениями отклоняется, так как у заказчика нет возможности проверить достоверность сведений заявки без документов и оснований. 

Информация с сайтов не является причиной для отклонения за недостоверность. Она должна быть проверена и подтверждена, например, письмами производителей. Проверить правильность и законность процедуры может только ФАС.

Практика ФАС

  1. Доводы жалобы не нашли своего подтверждения, так как заявитель не предоставил доказательств, что товары могут происходит исключительно в ЕАЭС. Решение № 077/06/57-12314/2020.
  2. Обязанность проверять заявку на наличие недостоверной информации является правом, а не обязанностью Единой комиссии. Решение № 064/06/69-1239/2020.

Как распределится преференция, если в заявке часть товара иностранного происхождения, а часть из ЕАЭС

Заявка хоть с одним иностранным товаром считается полностью иностранной и преференций не получает. От цены победившей заявки будет вычитаться 15% или 20%.

Что делать, если условия допуска есть, а товара в приложении нет

Исходя из условий Приказу №126н, не могут быть предметом одного контракта или лота товары из приложения и не входящие в него. При использовании ОКПД2 необходимо руководствоваться наиболее обобщенным.

Например, ОКПД2: 28.2. Все коды, которые входят в него включаются в Приказ №126н, кроме исключения в скобках. Код 28.29.22.190 не входит в исключение, значит, Приказ на него распространяется.

Если у вас есть вопросы по Приказу 126н, на которые не нашли ответ в статье, их можно задать нашим экспертам

На прошлой неделе в нашем Инстаграме мы проводили прямой эфир, посвященный приказу 126н. Если вы пропустили, можно посмотреть в записи по ссылке
 
Приходите на следующие эфиры, анонсы о них мы выкладываем в наших соцсетях. 

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Екатерина Кондратьева
эксперт Контур.Закупок
24 комментария
СК
Семён Кузнецов 26 февраля
А можете, пожалуйста, подробнее рассказать за эти 20% в "От цены победившей заявки будет вычитаться 15% или 20%"
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 26 февраля
Семён Кузнецов, здравствуйте. Если заказчик закупает товар из Приложения №2 либо по реализации национальных проектов, то вместо 15% будет вычитаться 20% с победителя, который предложил иностранный товар (аукцион). При условии, что были среди тех заявок, которые допустили и играли, хотя бы одна с товаром ЕАЭС и одна с иностранной продукцией.
СК
Семён Кузнецов 27 февраля
Екатерина Кондратьева, Спасибо, Екатерина, за пояснения!
ЮР
Юлия Роева 26 февраля
Добрый день! А если разработчиком товара является - республика Корея, место сборки - КИТАЙ, все компоненты из Корейских комплектующих на заводе - в Китае ( построенном Корейцами ). Контракт заключен, теперь перед доставкой товара узнали об этом. Что теперь делать и чем грозит?
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 26 февраля
Юлия Роева, здравствуйте. Ваша ситуация не подходит под вопрос "Что будет, если в заявке указать одну страну, а поставить товар из другой", который я описала в статье?
Р
Добрый день.
Правильно ли я понял, что если участник подаёт заявку и в ней указывает российское происхождение (а товар в запросе иностранный), то он обязательно должен приложить декларацию о стране происхождения, или он потом предоставляет документы в случае победы?

Спасибо.
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 1 марта
Роман, доброе утро. Если в закупке действует Приказ 126н, то во второй части заявки обязательно должна быть декларация страны происхождения. Если я правильно вас поняла то, участник в первой части заявки указал страну происхождения - Россия (это не декларация), а по факту планирует поставить иностранный товар и теперь не знает что указать в декларации страны происхождения. Если так, то ответ есть в статье, вопрос "Что будет, если в заявке указать одну страну, а поставить товар из другой". Если вы укажите другую страну в декларации, то у вас получится, что в первой части - Россия, а во второй, например, Китай, то это приведет к отклонению заявки за расхождения.
АЛ
Андрей Ларин 1 марта
Добрый день!
Мы участвуем в аукционе по 44, с учетом 126. Наш товар китайский допущен. Как узнать перед проведением аукционом, что кто-то подался с российским производством, чтобы учесть -15%?

Спасибо
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 1 марта
Андрей Ларин, доброе утро. 44-ФЗ запрещает разглашать такую информацию до опубликования протоколов как заказчику, так и оператору ЭТП.
ДЖ
Дмитрий Жуков Изменен 1 марта
Андрей Ларин, Уведомление приходит на почту после рассмотрения первых частей заявки.
"Уведомляем Вас о том, что в отношении вашей заявки № XXXXXXX принято решение о допуске к участию в электронном аукционе № XXXXXXX. Cреди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, присутствуют предложения о поставке товаров российского происхождения."
АЛ
Андрей Ларин 1 марта
Т.е. если при проведении аукциона мы опустимся до маржи в 5% к закупочным ценам, то при заключении контракта нам может прилететь - 15%. И об этом мы узнаем только при заключении контракта, когда или заключаешь с убытком, или попадаешь в РНП.
Какие "УМНЫЕ" люди составляют законы для МСП!!!!!
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 1 марта
Андрей Ларин, речь идет не только об МСП. Условия Приказа 126н вы можете почитать в статье.
РН
Руслан Наврузов 25 марта
Андрей Ларин, У нас так и получилось. Аукцион выиграли по одной цене, а в проекте контракта увидели совершенно другие цифры.
ЕС
Егор Сиваков 2 марта
вывод, поставлять только отечественное, чтобы не прилетело
ДН
Денис Новиков 3 марта
Если в заявке ТЗ указана продукция иностранного производства, её характеристики, а замена на товар из ЕАЭС БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ запрашиваемых характеристик НЕВОЗМОЖНА,при этом по процедуре применяется Приказ126.Прошу расписать права и обязанности поставщика и заказчика.
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 9 марта
Денис Новиков, здравствуйте. Ваш случай необходимо разбирать индивидуально, так как необходимо изучить документацию. Свой вопрос вы можете задать непосредственно эксперту https://zakupki.kontur.ru/consult/asks/
НН
Наталия Некрасова 4 марта
А если по закупке 44 фз установлено два постановления сразу № 126 и 102. С иностр. гос-ом будут всех отклонять?
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 9 марта
Наталия Некрасова, доброе утро. ПП РФ №102 мы будет разбирать как раз в следующей статье, в рамках национального режима. А также проведу прямый эфир в в Инстаграме Контур.Закупок https://www.instagram.com/k.zakupki/. Приходите:)
ВШ
Виктор Шляпин 5 марта
Здравствуйте.
В последнее время некоторые участники закупок в аукционе в электронной форме подают заявки на китайские станки - именно они соответствуют техническому заданию Заказчика (в ЕАЭС ничего подобного нет) с указанием страны происхождения - Российская Федерация. Далее, добросовестный поставщик, который достоверно указал страну происхождения товара - Китай, вынужден заключать контракт на 15% меньше суммы подачи заявки.
Проверять заявку на наличие недостоверной информации является правом, а не обязанностью Единой комиссии - естественно, никто ничего не проверяет.
Ответственность за подачу недостоверной информации о стране происхождения товара несет участник закупки - непонятно какую?
Вопрос: каким образом в обстановке данной полнейшей безответственности со стороны Единой Комиссии - не обязаны и недобросовестного участника -какая еще ответственность? участвовать в закупках по 126 приказу?
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 9 марта
Виктор Шляпин, доброе утро. На эту тему можно рассуждать вечно:) Если у вас есть доказательства всех ваших слов, то обращайтесь в ФАС.
ВШ
Виктор Шляпин 10 марта
Екатерина Кондратьева,
Обращались неоднократно.
Предоставляли в ФАС декларации и сертификаты соответствия на товар, который был указан в заявках других участников (они декларируют - Россия). ФАС ссылается на то, что Заказчик не обязан проверять достоверность страны происхождения товара и считает жалобу необоснованной.
АС
Андрей Сибиряков 12 марта
Из статьи следует, чтоб подтвердить страну происхождения :
В состав заявки необходимо приложить декларацию страны происхождения. В аукционе и открытом конкурсе — во вторую часть заявки.
В письме Минфина России от 6 апреля 2020 г. N 24-01-08/27048 "О рассмотрении обращения" указано:
"Следует отметить, что декларированием страны происхождения товара является указание наименования страны его происхождения.
Таким образом, учитывая, что Приказом N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара в целях применения указанного приказа является декларированием страны происхождения товара."
Анализируя данный текст, не следует ли, что достаточно просто указать страну происхождения товара хотя бы в 1-й части, что уже будет считаться указанием наименования страны его происхождения ?
ВФ
Валерия Фиськова 12 марта
+1 к вопросу выше. Нигде не указано, что декларация о стране должна быть во 2-й части (если указано, подскажите, пожалуйста, где именно).
А также у заказчиков в извещении, когда установлен 126н написано всегда в списке документов второй части напротив вот так:
в требовании - "Если позиция 27 содержит требования, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ" в наименовании подтверждающего документа - "Требования к предоставлению документов не установлены "
Т.е. можно сделать вывод, что декларацию о стране происхождения товара - достаточно указать в 1 части.

Поясните, пожалуйста.
ВФ
Валерия Фиськова 12 марта
а причем позиция 27, о которой идет речь выше, если пролистать ИК - это и есть требование "Установлены в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» "
Подпишитесь на рассылку
Узнайте о новой статье раньше всех. Успейте задать свой вопрос в первые сутки — тогда на него ответят эксперты.
Подписываясь, я соглашаюсь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.