В рамках цикла статей на тему национального режима разберем Приказ №126н. >В статье ответим на вопросы, с которыми чаще всего сталкиваются участники закупок: суть приказа, можно ли заменить страну происхождения, как на это смотрит ФАС и другие.
Условия допуска
Приказ № 126н — это единственный правовой акт, который регулирует условия допуска товаров. В отличие от запрета допуска, заказчик может закупать иностранные товары, и в отличие от ограничения допуска, не будет отклонять заявки с иностранным товаром.
В аукционе контракт заключат по цене победителя, если заявка с товаром из ЕАЭС: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия. А вот от цены победителя с иностранным товаром вычтут 15% — Приложение №1, 20% — Приложение №2 и в закупках по реализации национальных проектов.
При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений:
- у заявки с товаром ЕАЭС вычитается 15% или 20% от предложенной цены во время оценки заявок, чтобы такой участник мог получить больше баллов,
- контракт заключается по цене победителя, без учета преимуществ при оценке заявок.
Электронная подпись для участия в закупках Выпустим КЭП физлица. Сможете участвовать в тендерах, а ещё работать с отчетностью, обмениваться документами с госорганами и контрагентами.
Как подтвердить страну происхождения
Необходимо приложить декларацию страны происхождения:
- в электронном открытом конкурсе — во вторую часть заявки,
- в электронном аукционе илизапросе котировок — в составе заявки.
Можно ли заменить страну происхождения
Во время исполнения контракта нельзя поменять страну происхождения товара. Исключение только одно: вы меняете свой товар на товар из ЕАЭС — например, привезете продукты не из Беларуси, а Казахстана или поставите посуду не из Италии, а России.
Когда применяется
- В любых состоявшихся конкурентных закупках: то есть среди тех заявок, которые допустили и играли, есть хотя бы одна с товаром ЕАЭС и одна с иностранной продукцией.
- При заключении контракта со вторым участником, если победитель уклонился.
- Предметом одного контракта или лота могут быть только те товары, которые входят в Приложение №1 или в Приложение №2.
Когда не применяется
- Закупка не состоялась.
- Все заявки содержат предложения из стран ЕАЭС.
- Все заявки содержат предложения с иностранным товаром.
- Предметом одного контракта или лота являются товары из Приложения №2 (и закупаемые для нацпроектов) и не указанные в нем.
- Товар попадает под форму национального режима — запрет.
Например, ОКПД2: 26.2 — Компьютеры периферийное оборудование. Попадает одновременно под Приказ №126н и ПП РФ №1746.
Одновременное применение Приказа № 126н и ПП РФ № 1289
В документе два случая:
- Если заявка с иностранными лекарственными препаратами не отклоняется — стандартный сценарий по Приказу №126н.
- Касается только лекарств, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях ЕАЭС.
Контракт заключается с победителем закупки по предложенной им цене, если после отклонений по правилу «третий лишний» его заявка:
- содержит декларацию сведений, что все стадии производства, синтез молекулы действующего вещества происходят в ЕАЭС и сведения о фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств,
- соответствует требованиям документации,
- содержит наименьшую цену среди таких же участников, и разница составляет не более 25%.
Этот случай регулируется п.1.4 Приказа №126н и п.1.1 ПП РФ №1289. Тут важно соблюсти все требования, чтобы не отклонили. Если вы знаете, что все стадии производства, синтез молекулы действующего вещества происходят в ЕАЭС и сведения о фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств, то приложите в состав заявки декларацию по п.1.4 Приказа №126н, чтобы подтвердить соответствие этих сведений, вместе с СТ-1, либо заключением по ПП РФ №1289. А также следите за ценой, которую планируете предложить.
Электронная подпись для участия в закупках Выпустим КЭП физлица. Сможете участвовать в тендерах, а ещё работать с отчетностью, обмениваться документами с госорганами и контрагентами.
Что будет, если в заявке указать одну страну, а поставить товар из другой
Страной происхождения товаров — та, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке, переработке. Если вы победили с товаром из ЕАЭС, то нельзя поставить иностранный товар. Заказчик обязан будет отказаться от такого товара и расторгнуть контракт. Победителю придется поставлять товар из заявки, или он попадет в РНП.
Что делать, если один из участников указал, что у него товар российского производства, хотя таких не бывает
Ответственность за достоверность информации несут участники закупок. По Приказу №126н требуется только декларирование страны происхождения товара. Заявка с недостоверными сведениями отклоняется, так как у заказчика нет возможности проверить достоверность сведений заявки без документов и оснований.
Информация с сайтов не является причиной для отклонения за недостоверность. Она должна быть проверена и подтверждена, например, письмами производителей. Проверить правильность и законность процедуры может только ФАС.
Практика ФАС
- Доводы жалобы не нашли своего подтверждения, так как заявитель не предоставил доказательств, что товары могут происходит исключительно в ЕАЭС. Решение № 077/06/57-12314/2020.
- Обязанность проверять заявку на наличие недостоверной информации является правом, а не обязанностью Единой комиссии. Решение № 064/06/69-1239/2020.
Как распределится преференция, если в заявке часть товара иностранного происхождения, а часть из ЕАЭС
Заявка хоть с одним иностранным товаром считается полностью иностранной и преференций не получает. От цены победившей заявки будет вычитаться 15% или 20%.
Электронная подпись для участия в закупках Выпустим КЭП физлица. Сможете участвовать в тендерах, а ещё работать с отчетностью, обмениваться документами с госорганами и контрагентами.
Что делать, если условия допуска есть, а товара в приложении нет
Исходя из условий Приказу №126н, не могут быть предметом одного контракта или лота товары из приложения и не входящие в него. При использовании ОКПД2 необходимо руководствоваться наиболее обобщенным.
Например, ОКПД2: 28.2. Все коды, которые входят в него включаются в Приказ №126н, кроме исключения в скобках. Код 28.29.22.190 не входит в исключение, значит, Приказ на него распространяется.
Если у вас есть вопросы по Приказу 126н, на которые не нашли ответ в статье, их можно задать нашим экспертам.
На прошлой неделе в нашем Инстаграме мы проводили прямой эфир, посвященный приказу 126н. Если вы пропустили, можно посмотреть в записи по ссылке.
Приходите на следующие эфиры, анонсы о них мы выкладываем в наших соцсетях.
Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон
И раз это не обязанность заказчика, нельзя просто написать Россия, приемку сделать нормально, а по УСН попросту распечатать товарку? В ТОРГ-12 не прописываются ГТД и страны, счет-фактура при этом не нужна. ;)
44-фз. Как быть, если некий участник подал заявку, в которой 4 позиции товара (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). В 1ой части указал Россия на все 4 позиции, а во 2ой части приложил только один сертификат , декларирующий страну происхождения на "Персональный компьютер", который включает в себя (опционально) и клавиатуру, и мышь, и монитор. Причем в самой заявке некий участник не указал бренд на монитор, мышь и клавиатуру, только на системный блок. Другой участник с импортным товаром выиграл аукцион. В итоге, к нему применили снижение ЦК на 15%. На сколько это правильно? 4 позиции к поставке, сертификат один. Как быть в таком случае?
В состав заявки необходимо приложить декларацию страны происхождения. В аукционе и открытом конкурсе — во вторую часть заявки.
В письме Минфина России от 6 апреля 2020 г. N 24-01-08/27048 "О рассмотрении обращения" указано:
"Следует отметить, что декларированием страны происхождения товара является указание наименования страны его происхождения.
Таким образом, учитывая, что Приказом N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара в целях применения указанного приказа является декларированием страны происхождения товара."
Анализируя данный текст, не следует ли, что достаточно просто указать страну происхождения товара хотя бы в 1-й части, что уже будет считаться указанием наименования страны его происхождения ?
А также у заказчиков в извещении, когда установлен 126н написано всегда в списке документов второй части напротив вот так:
в требовании - "Если позиция 27 содержит требования, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ" в наименовании подтверждающего документа - "Требования к предоставлению документов не установлены "
Т.е. можно сделать вывод, что декларацию о стране происхождения товара - достаточно указать в 1 части.
Поясните, пожалуйста.
Теперь обратимся к НПА по ст.14, в нашем случае Приказ 126н. В п.1.6 указано, что "подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара."
В этой дословной фразе главное не "указание (декларирование), а в соответствии с ФЗ. А это соответствие я прописала в первом абзаце.
Отсюда делаю вывод, что в первой части участник указывает страну происхождения, а во второй декларирует ее, т.к если не будет подтверждающих документов по ст.14, заявка признается иностранной.
Получается, что применение Приказа 126н возможно только, когда заявки допустили, как по первой, так и по второй части.
В последнее время некоторые участники закупок в аукционе в электронной форме подают заявки на китайские станки - именно они соответствуют техническому заданию Заказчика (в ЕАЭС ничего подобного нет) с указанием страны происхождения - Российская Федерация. Далее, добросовестный поставщик, который достоверно указал страну происхождения товара - Китай, вынужден заключать контракт на 15% меньше суммы подачи заявки.
Проверять заявку на наличие недостоверной информации является правом, а не обязанностью Единой комиссии - естественно, никто ничего не проверяет.
Ответственность за подачу недостоверной информации о стране происхождения товара несет участник закупки - непонятно какую?
Вопрос: каким образом в обстановке данной полнейшей безответственности со стороны Единой Комиссии - не обязаны и недобросовестного участника -какая еще ответственность? участвовать в закупках по 126 приказу?
Обращались неоднократно.
Предоставляли в ФАС декларации и сертификаты соответствия на товар, который был указан в заявках других участников (они декларируют - Россия). ФАС ссылается на то, что Заказчик не обязан проверять достоверность страны происхождения товара и считает жалобу необоснованной.
Какие "УМНЫЕ" люди составляют законы для МСП!!!!!