Гособоронзаказ — это госзакупки по 44-ФЗ, но со своими правилами. В таких заказах поучаствовать могут не все, а цены на продукцию и прибыль от поставок регулирует государство.
В этой статье:
- По каким правилам размещают гособоронзаказ
- Какие термины используют участники ГОЗ
- Чем ГОЗ отличается от других госзакупок
- Какую прибыль можно получить при поставке по ГОЗ
- Какие условия включают в контракт по ГОЗ
- Какая ответственность установлена за нарушения правил ГОЗ по КоАП
- Какая уголовная ответственность установлена за нарушения правил ГОЗ по новым статьям УК
По каким правилам размещают гособоронзаказ
Заказчики размещают гособоронзаказ (ГОЗ) по правилам контрактной системы (44-ФЗ) с учетом особенностей для этой сферы закупок. Особые правила изложены в 275-ФЗ от 29.12.2012 и других нормативных документах.
Заказчики ГОЗ руководствуются специальными правилами:
- планирования заказов;
- расчета цены (НМЦК) закупки и цены контракта;
- описания параметров требуемой продукции;
- выбора экспертов для проверки товаров при поставке;
- принятия решения об одностороннем отказе от контракта;
- исполнения условий сделки.
Какие законы регулируют особенности ГОЗ:
Ссылка на закон | О чем закон |
---|---|
44-ФЗ от 05.04.2013 | Общие правила проведения госзакупок |
275-ФЗ от 29.12.2012 | Особенности ГОЗ |
Указ Президента РФ № 5 от 01.01.2018 | Изменение перечня сведений, отнесенных к государственной тайне |
Постановление Правительства № 223 от 28.02.2019 | Особенности проведения закрытых электронных процедур и порядка аккредитации на специализированных электронных площадках |
Постановление Правительства № 1465 от 02.12.2017 | Госрегулирование цен на товары, которые закупают по ГОЗ |
Постановление Правительства № 2153 | Правила казначейского сопровождения ГОЗ в 2021-2023 гг |
Распоряжение Правительства № 976-р от 14.06.2013 | Список товаров с госрегулированием цен |
Приказ Минобороны, Казначейства от 11.08.2015 № 475/13н | Идентификатор контракта по гособоронзаказу |
Постановление Правительства № 1658 от 19.09.2022 | Типовая форма контрактов по ГОЗ |
Распоряжение Правительства № 408-р от 04.03.2022 | Ориентировочная цена в закупках у ед. источника |
Какие термины используют участники ГОЗ
Заказчики и поставщики гособоронзаказа используют терминологию из 275-ФЗ, которую не применяют участники обычных госзакупок. Рассказываем об основных терминах, с которыми придется столкнуться при участии в подобных тендерах.
Гособоронзаказ (ГОЗ) — это закупки для обеспечения безопасности, обороны государства или сотрудничества с иностранными партнерами.
Госзаказчики в сфере ГОЗ: госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом», Минобороны, полиция, ФСБ и прочие силовые ведомства.
Головной исполнитель (или исполнитель первого уровня) — организация, с которой заключен госконтракт, а исполнитель второго или третьего уровня — это субподрядчик. С ним заключают не госконтракт, а просто контракт. Если подрядчиков несколько, их называют кооперацией головного исполнителя.
Идентификатор госконтракта — номер, который присваивают каждому подобному соглашению.
Чем ГОЗ отличается от других госзакупок
Принять участие в госзоборонзаказе могут только юридические лица. Предпринимателей и самозанятых до участия в них не допускают. Для получения заказа с секретностью понадобится лицензия ФСБ — это требование к поставщикам может быть не только в закрытых тендерах, но и в открытых. Если тендер закрытый, ограничений еще больше — заявки принимают только от приглашенных заказчиком участников. Если поставщик утвержден правительством, тендер не проводят.
Перечисляем остальные особенности ГОЗ:
- Закрытые тендеры проводят на электронной торговой площадках (ЭТП): АСТ ГОЗ, ЭТП ГПб, ЭТП. Найти в ЕИС их не получится.
- Для работы с ГОЗ исполнителям первых трех уровней придется открыть отдельный счет (ПП № 1819).
- Всем госконтрактам обязательно присваивают идентификатор.
- Заказчику разрешено запрашивать у подрядчика дополнительную информацию. Например, о ходе работ или операциям по счетам исполнителя.
- Заказчик привлекает поставщика к разработке предложений по объему поставки продукции.
- Дополнительные обязанности у головного исполнителя: согласовывать с привлечением исполнителей стоимость продукции и порядок оплаты по контракту.
- Заказчик согласовывает банк, с которым исполнитель по контракту заключает договор об обслуживании.
- Цены на продукцию, которую закупают в рамках ГОЗ, регулирует государство.
- Размещение ГОЗ контролирует федеральная служба по оборонному заказу.
- Сделку заключают с применением типового контракта (ПП № 1658).
- Заказчику разрешено закупать товар у ед. источника по ориентировочной цене (Распоряжение Правительства 408-р).
Какую прибыль можно получить при поставке по ГОЗ
Правила ценообразования товаров, которые поставляют по ГОЗ, отличаются от тех, что применяют в других закупках. На какую именно продукцию распространяются правила, указано в ПП № 1465. Например, цены на товары из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства № 976-р, устанавливают только с учетом госрегулирования цен на продукцию для поставок по ГОЗ. Для расчета НМЦК таких закупок применяют методы:
- Анализ рыночных индикаторов — его используют, если продукция также продается на бирже или заказчик владеет официальной статистикой по ценам на товары. Для определения стоимости вооружений и оборудования для космической отрасли его не применяют.
- Мониторинг цен на продукцию проводят, когда нет возможности провести анализ рыночных индикаторов или тарифы на товары, работы или услуги (ТРУ) установлены государством.
- Затратный метод применяют, когда рассчитать стоимость продукции иначе невозможно. В этом случае стоимость складывается из суммы затрат на производство продукции.
При пересчете цены на следующий год применяют индексы-дефляторы.
Себестоимость готовой продукции для поставок по ГОЗ зависит от:
- особенностей заказа;
- управленческих решений производителя;
- наличия основания для отнесения расходов производителя к расходам на выпуск продукции.
Обычно для расчета цены применяют метод сравнимой цены или затратный метод. От выбора метода зависит прибыль, которую получит поставщик (производитель). Если товар продает кто-то еще или на рынке есть аналогичная продукция других производителей, лимит прибыли поставщика по ГОЗ неограничен. В случае с затратным методом обосновать прибыль сложнее. Здесь действует правило: на материалы и услуги других компаний разрешено устанавливать прибыль в размере одного процента, а на иные расходы и фонд оплату труда — 25%.
Стоимость продукции необходимо обосновать и подготовить форму расчетно-калькуляционных материалов (РКМ) по правилам, разработанным антимонопольной службой (Приказ ФАС № 995/22 от 16.12.2022).
Какие условия включают в контракт по ГОЗ
Заказчики готовят проект контракта на основе типовых условий, которые утверждены правительством (ПП № 1658). Кроме сведений о заказчике, поставщике и параметров сделки в соглашение включают положения о том, что:
- контракт выполняется в рамках ГОЗ;
- расчеты ведут на отдельных счетах;
- стоимость товара подлежит госрегулированию;
- пересмотр базовой цены возможен при соблюдении определенных условий;
- при приемке продукцию оценивают в соответствии с законодательством РФ о техрегулировании;
- заказчик обязан участвовать в опытных испытаниях образцов продукции;
- порядок перевода ориентировочной цены контракта в твердую цену;
- перечень сопутствующих работ (транспортировка, установка оборудования и проч.);
- иные нюансы, предусмотренные ПП № 1658.
Продуктивная и удобная работа с закупками
Какая ответственность установлена за нарушения правил ГОЗ по КоАП
Для заказчиков | ||
Что нарушено | Ответственность за нарушение | Ссылка на статью |
Правила расчета НМЦК | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника | ст. 7.29.1 КоАП РФ |
Сроки проведения закупки | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника | ч. 15 ст. 7.30 КоАП РФ |
Правила изменения контракта без оснований | Штраф 50 тыс. руб. на сотрудника, 500 тыс. на организацию | ч. 4.1 ст. 7.32 КоАП РФ |
Срок и правила оплаты продукции | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника | ст. 7.32.1 КоАП РФ |
Условия сделки | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника | ч. 2 ст. 14.55 КоАП РФ |
Для исполнителей | ||
Обязанность единственного поставщика по поставке товара, который не имеет аналогов | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника, от 300 тыс. до 1 млн руб. на организацию | ч. 1 ст. 7.29.2 КоАП РФ |
Обязанность по поставке товара от поставщика, который доминирует на рынке | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника, от 300 тыс. до 1 млн руб. на организацию | ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ |
Условия госконтракта | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника головного исполнителя по ГОЗ | ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ |
Срок и правила оплаты продукции | Штраф от 50 до 100 тыс. руб. на сотрудника головного исполнителя по ГОЗ | ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ |
Ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника, от 300 тыс. до 1 млн руб. на организацию | ст. 14.55.1 КоАП РФ |
Обоснованность НМЦК | Штраф от 20 до 50 тыс. руб. на сотрудника, от 300 тыс. до 1 млн руб. на организацию | ч. 1 ст. 14.55.2 КоАП РФ |
Правила ценообразования | Штраф 50 тыс. руб. на сотрудника, на организацию — штраф от трех до пяти млн руб. | ч. 2 ст. 14.55.2 КоАП РФ |
Раздельный учет финансовых операций | Штраф от 20 до 50 тыс. руб. на сотрудника, от 300 тыс. до 500 тыс. руб. на организацию | ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ |
Раздельный учет финансовых операций (грубое нарушение) | Штраф от 50 до 100 тыс. руб. на сотрудника или отстранение от работы на срок до трех лет. На организацию — штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. | ч. 2 ст. 15.37 КоАП РФ |
Какая уголовная ответственность установлена за нарушения правил ГОЗ по новым статьям УК
Что нарушено | Ответственность за нарушение | Ссылка на статью |
Сроки и условия исполнения контракта (уже были нарушения по ч. 1 или 2.1. ст. 14.55 КоАП) |
Штраф от 1 млн до 3 млн руб. или в размере дохода за несколько лет с отстранением от работы на срок до 10 лет Лишение свободы на срок от четырех до восьми лет с штрафом от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере дохода за три-четыре года с отстранением от работы на срок до трех лет Допускается освобождение от ответственности при устранении нарушения |
201.2 УК РФ |
Условия контракта (уже были нарушения по ч. 1, 2 или 2.1. ст. 14.55 КоАП) | 285.5 УК РФ | |
Условия соглашения с причинением ущерба: не меньше 5% от цены контракта и не меньше 5 млн руб или полный срыв ГОЗ (уже были нарушения по ч. 1 или ст. 14.55 КоАП) | Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с отстранением от работы на срок до пяти лет | 201.2 УК РФ |
Условия соглашения с причинением ущерба: не менее 5% от цены контракта и не меньше 5 млн руб. или полный срыв ГОЗ (уже были нарушения по ч. 1 или ст. 14.55 КоАП) | 285.5 УК РФ | |
Обязанность единственного поставщика по поставке товара, который не имеет аналогов (уже были нарушения по ч. 1 или 2 ст. 7.29.2 КоАП) |
Штраф от 1 млн до 3 млн руб. или в размере дохода за несколько лет с отстранением от работы на срок до 10 лет Лишение свободы на срок от четырех до восьми лет с штрафом от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере дохода за три-четыре года с отстранением от работы на срок до трех лет |
201.3 УК РФ |
Обязанность должностного лица по заключению контракта (уже были нарушения по ч. 1 или 2 ст. 7.29.2 КоАП) | 285.6 УК РФ |