Несмотря на административную ответственность за нарушение сроков оплаты, поставщики иногда не получают вовремя деньги по контракту или договору. В двух подробных статьях разберем, как действовать в подобной ситуации. Первую часть посвятим досудебному разбирательству. Рассмотрим, что это за процесс, как составить и отправить заказчику претензию.
Почему заказчики не платят
Если спросить у заказчика, почему он не заплатил за товар или услугу, ответ будет примерно такой: «Отсутствует финансирование». Подобные «отговорки» позволяют тянуть время: можно запросто погрязнуть в разговорах об оплате, так и не получив деньги.
Привлечение заказчика к административной ответственности за нарушение сроков оплаты, проведение проверок, выдача предписаний не гарантируют, что заказчик оплатит задолженность добровольно без вашего обращения в суд. Кроме того, если закрыть глаза на сложившуюся ситуацию, вы вряд ли получите от заказчика пени за нарушение сроков оплаты: добровольное возмещение неустойки — редкость.
Единственный способ получить оплату по контракту (договору) в принудительном порядке — обратиться в суд и после предоставить в уполномоченные органы исполнительный лист и приравненные к нему документы. Например, судебный приказ. Но перед судебным разбирательством очень важно попытаться договориться.
Юридическая помощь для поставщиков в закупках
Важность досудебного урегулирования
Каждый контракт (договор) содержит условие о том, что стороны должны урегулировать споры и разногласия путем переговоров. Обращаться в конкретный арбитражный суд можно, только если поставщик и заказчик не пришли к согласию.
Арбитражный процессуальный кодекс также отсылает к необходимости переговоров: суд примет иск только по истечении 30 дней после направления претензии (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
Сроки направления претензии
Срок направления претензии об оплате задолженности не ограничен законодательством, но тесно связан со сроком исковой давности. После истечения срока исковой давности вы сможете направить претензию, но при рассмотрении требования в суде заказчик может заявить о том, что срок исковой давности истек — тогда суд обоснованно откажет в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
Специальный срок исковой давности по спорам о взыскании задолженности не предусмотрен и по общим правилам составляет три года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
Направленная претензия устраняет препятствия для дальнейшего обращения в суд. Если с заказчиком получится договориться, судебного разбирательства можно избежать. Рекомендуем не затягивать с направлением претензии и сделать это сразу же после того, как ваше терпение иссякло.
Содержание претензии
Закон не устанавливает конкретную форму претензии. Обычно такое обращение к заказчику содержит:
- реквизиты сторон контракта (договора);
- дату и номер письма;
- описание сложившейся ситуации;
- описание требований поставщика;
- уведомление о том, что поставщик обратится в суд при отказе в полном или частичном удовлетворении требований.
В описании ситуации нужно:
- указать дату и номер контракта (договора), его предмет;
- уведомить заказчика о том, что вы полностью выполнили обязательства по контракту (договору);
- обозначить дату приемки ТРУ и срок оплаты, установленный контрактом (договором), со ссылкой на конкретный пункт;
- указать крайний срок оплаты и подчеркнуть, что она не поступила.
В описании требований укажите, что заказчик должен выплатить задолженность, и напишите ее точный размер. Потребуйте также оплатить пени за период просрочки со ссылкой на пункты контракта (договора), которые регулируют начисление пеней в этом случае. Отразите сумму и период расчета пеней, приведите сами расчеты. После составления претензии ее нужно отправить заказчику — об этом чуть ниже.
Подготовили пример претензии — изучайте, чтобы составить ее самостоятельно. А если возникнут трудности, обратитесь за помощью к экспертам Контур.Закупок.
Расчет пеней
Каждый контракт (договор) содержит условия об ответственности заказчика за нарушения сроков оплаты и предусматривает порядок расчета пеней.
В контрактах по 44-ФЗ эти условия всегда одинаковые и следуют из закона (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязательств. Размер пеней — 1/300 действующей на дату их уплаты ключевой ставки от невыплаченной в срок суммы.
В договорах по 223-ФЗ заказчики самостоятельно определяют условия начисления пеней. Например, у ПАО «Россети Северо-Запад» пеня составляет 1/365 ключевой ставки, действующей на момент предъявления требования об уплате, от стоимости товара за каждый день просрочки. Заказчик также ограничивает сумму возможных пеней — 5% от суммы задолженности. Это минимизирует его риски при нарушении сроков оплаты по договору (извещение № 32414151097, проект договора).
Еще один крупный заказчик — РЖД — установил неустойку в размере 0,1% от задолженности за каждый день просрочки. Корпорация выплатит пени при задержке оплаты товара больше чем на 15 календарных дней (извещение № 32414148192, проект договора).
Рассчитать сумму пеней можно самостоятельно при помощи калькуляторов. Ниже привели пример расчета пеней, если задолженность заказчика составила 1 000 000 рублей за период с 3.09.2024 по 1.11.2024.
Как направить претензию по 44-ФЗ
Направить претензию заказчику по 44-ФЗ можно только через ЕИС (ч. 16 ст. 94 44-ФЗ). Вот как это сделать.
Шаг 1. В личном кабинете на сайте ЕИС выбираем вкладку «Исполнение контрактов».
Шаг 2. Переходим во вкладку «Переписка и уведомления» и выбираем необходимый контракт.
Шаг 3. В выпадающем меню выбираем «Сформировать уведомление претензионной переписки».
Шаг 4. Заполняем пустые поля, прикрепляем файл подготовленной претензии, подписываем ЭП. Уведомление будет размещено в ЕИС без публикации на сайте.
Размещенную претензию можно использовать при судебном разбирательстве, если заказчик не ответит или не удовлетворит ваши требования — ЕИС позволяет ее выгрузить.
Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.
Как направить претензию по 223-ФЗ
223-ФЗ не предусматривает специальный порядок направления претензии. Рекомендуем ее распечатать, подписать и поставить печать при наличии, а затем отправить подготовленный документ на юридический адрес заказчика.
Адрес заказчика может измениться за время исполнения договора. Лучше проверить данные в ЕГРЮЛ на момент отправления претензии.
Претензию можно отправить Почтой России или любой другой службой доставки, которая предоставляет официальные документы об отправке и отслеживании отправлений. Кроме того, официальное обращение можно вручить лично заказчику с обязательной отметкой о получении на вашем (втором) экземпляре.
После отправки претензии можно немного отдохнуть и заняться другими делами. До окончания срока рассмотрения претензии не стоит обращаться в суд — он вернет иск или оставит без рассмотрения (п. 5 ч. 1 ст. 129, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).
Сроки рассмотрения претензии устанавливаются контрактом (договором) или определяются в соответствии с законодательством.
Если в контракте (договоре) подобные условия отсутствуют, необходимо ждать 30 дней с момента отправки (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). После истечения срока рассмотрения претензии досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным. Как действовать, если заказчик не ответил или договориться не удалось, разберем во второй части материала.
Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон