Заказчик по 44‑ФЗ отказал в приемке товара: что делать?

10 февраля 656

Приемка — обязательный этап исполнения госконтракта, с которым сталкивается любой поставщик. Приемка товара или работы — это то, ради чего и задуманы закупки. Заказчик формирует запрос, а победитель тендера его реализует. Но далеко не всегда приемка проходит гладко. В статье рассказываем, что делать, если заказчик отказывает в приемке.

Что такое приемка

Приемка регламентируется статьей 94 44-ФЗ. Кроме того, ей, как правило, посвящен отдельный раздел в каждом контракте. Приемка начинается с оформлением поставщиком, подрядчиком или исполнителем (далее для краткости — поставщиком) документа о приемке, а завершается — подписанием заказчиком документа о приемке или мотивированным отказом.

Карточка подписанного заказчиком документа о приемке в ЕИС выглядит так:

В случае отказа заказчика от подписания документа о приемке карточка документа о приемке отображается иначе:

Подписанный заказчиком документ о приемке означает, что он принимает поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу (далее для краткости — товар). После этого исполнение контракта переходит на стадию оплаты (п. 8 ч. 13 ст. 94 44-ФЗ).

Если заказчик отказывается подписать документы о приемке, то товар считается непринятыми, а обязательства поставщика — неисполненными. Получение отказа требует от поставщика дальнейших действий. О них и поговорим.

Юридическая помощь для поставщиков в закупках

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Отказ заказчика от подписания документа о приемке 

Если заказчик отказался подписывать оформленный вами документ о приемке, внимательно изучите отказ. Ваши последующие действия будут определяться обоснованностью или необоснованностью претензий заказчика к товару, а именно: 

  • Если в отказе от подписания документа о приемке отражены обоснованные претензии к товару, вам нужно устранить допущенные нарушения. После этого требуется повторно оформить документ о приемке.
  • Если претензии заказчика необоснованные, то повторно размещайте документ о приемке, приложив информацию, подтверждающую необоснованность претензий заказчика. В случае повторного необоснованного отказа в приемке нужно обратиться в суд.

Требования к отказу заказчика от приемки установлены в ч. 7 ст. 94 44-ФЗ. Такой документ должен быть оформлен письменно и содержать причину отказа со ссылками на контракт. Нарушение этих требований — основание для привлечения заказчика к административной ответственности (ч. 9 ст. 7.32. КоАП).

Таким образом, если нет письменного отказа от приемки или если отказ не мотивирован контрактом или законодательством, то заказчик нарушает 44-ФЗ. В этом случае направляйте заказчику претензию с требованием предоставить отказ от подписания документа о приемке, соответствующий закону. 

Обоснованный отказ

Как уже говорилось выше, отказ заказчика от подписания документа о приемке может быть обоснованным. Например, поставщики допускают такие отступления от требований контракта:

  • к документу о приемке не прикладывают регистрационное удостоверение, декларация, акт, отчет и т.д.;
  • не соблюдают требования к маркировке, в том числе отсутствует информация о производителе, дате выпуска;
  • размеры поставленного товара отличаются от предусмотренных контрактом;
  • при выполнении работ используют материал, не предусмотренный контрактом.

В таком случае вы имеете право устранить нарушение и повторно оформить документ о приемке (ч. 5, п. 7 ч. 13 ст. 94 44-ФЗ). Срок устранения недостатков может быть прописан в отказе от подписания документа о приемке. 

Необоснованный отказ

Не всегда отказ заказчика от подписания документа о приемке товара обоснован. Иногда заказчики ссылаются на требования, не предусмотренные контрактом:

  • требуют предоставить документы, не предусмотренные контрактом;
  • сверяют товар с параметрами, которые контрактом не установлены;
  • информация о товаре, отраженная в отказе заказчика от подписания документа о приемке, не соответствует действительности.

В этой ситуации рекомендуем повторно направить заказчику документ о приемке и дополнительно приложить к нему претензию с требованием о приемке товара. В тексте претензии отразите аргументы, опровергающие выводы заказчика со ссылками на контракт, законодательство, судебную практику. Рекомендуем указать в претензии ваше намерение обратиться в суд в случае повторного отказа в приемке. Также можно приложить заключение независимого эксперта о соответствии товара контракту, фотографии, видеозаписи и акты осмотра.

Такие действия помогут убедить заказчика в необоснованности его позиции и заставят задуматься о возможном судебном разбирательстве.

Бесплатная книга о госзакупках

Доступно изложили закон о контрактной системе, чтобы помочь вам побеждать в тендерах и зарабатывать

Приемка по 223-ФЗ

Аналогичный порядок действий можно использовать и при отказе заказчика от приемки товара по договору в рамках 223-ФЗ. Отличия состоят лишь в том, что 223-ФЗ не регламентирует процесс приемки, поэтому нужно руководствоваться исключительно положениями договора. Кроме того, за нарушение порядка приемки заказчику не грозит административная ответственность.

На чьей стороне суд

Если, несмотря на ваши действия, заказчик отказывается принимать товар, вы имеете право обратиться в суд. Суд может обязать заказчика принять товар, оплатить его и взыскать в вашу пользу неустойку. В судебной практике достаточно примеров, когда поставщики добивались защиты прав в похожих ситуациях. 

Так, Арбитражный суд Хабаровского края посчитал, что заказчик не доказал факт некачественного выполнения работ, и взыскал в пользу подрядчика задолженность в размере 1,9 млн рублей и неустойку в 19 тыс. рублей (решение от 27.01.2023 по делу № А73-13717/2022).

В другом случае суд счел, что заказчик несвоевременно подписал документ о приемке, и взыскал в пользу поставщика неустойку в размере тысячи рублей в день (решение от 16.05.2023 по делу № А73-14145/2022). Суд принял к сведению выводы судебной товароведческой экспертизы, которая подтвердила полное соответствие товара условиям контракта. Похожее решение с учетом выводов экспертизы принял Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-8640/2020.

Арбитражный суд Приморского края взыскал с заказчика в пользу подрядчика задолженность в 70 млн рублей и неустойку в 7,3 млн рублей (решение от 03.02.2022 по делу № А51-19834/2021). По мнению суда, заказчик не доказал, что работы были выполнены с нарушениями требований к качеству.

Заключение 

Проблемы с приемкой товара — широко распространенная практика. Разногласия в ходе приемки часто приводят к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта. Грамотная и своевременная работа с отказом от подписания документа о приемке поможет вам не только добиться оплаты товара, но и ляжет в основу защиты при рассмотрении ФАС вопроса о вашей добросовестности.

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджестКнига «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий