Изменения в закупках за сентябрь 2025 года — Контур.Закупки

Что поменялось в госзакупках за сентябрь 2025 года

8 октября 2025

Нововведения месяца затронули сразу несколько ключевых направлений: от усиления национального режима и ужесточения требований к участникам до развития Концепции малых закупок и обсуждения налоговой реформы. Собрали самые важные поправки, разъяснения и инициативы, чтобы помочь участникам рынка адаптироваться к новым условиям госзаказа.

Применение нацрежима

Ведомства опубликовали разъяснения, упрощающие работу с закупками, и новое постановление, ужесточающее нацрежим. 

Недопуск до тендеров компаний с иностранным участием

В п. 4 ПП РФ № 1875, которое регулирует применение нацрежима в закупках, добавили новый подпункт «Ш». Теперь, если иностранные лица владеют больше 10% уставного капитала организации, такую компанию приравняют к полностью иностранной. Соответственно, она не может участвовать в закупках с нацрежимом.

Правило применяется только к консалтинговым услугам из «запретного» списка (п. 147-151 Приложения № 1 к 1875-ПП) и не распространяется на страны ЕАЭС. 

Документ: Постановление Правительства РФ от 27.09.2025 № 1478

Позиция Минпромторга о способах подтверждения страны товара

Минпромторг разъяснил, что в 1875-ПП зафиксированы два способа подтверждения страны происхождения товара:

  • номер реестровой записи и справка о наличии специального инвестиционного контракта (СПИК);
  • номер реестровой записи и информация о совокупном количестве баллов по ПП РФ № 719. 

Таким образом, если товар был произведен по СПИК, участник обязан предоставить справку о наличии СПИК вместе с номером реестровой записи. Только лишь номер реестровой записи не подтверждает происхождение товара. Эта схема подтверждения действует вне зависимости от применения или неприменения к товару требования о совокупном количестве баллов.

Определить, произведен ли товар по СПИК, можно по информации в реестре ГИСП.

Перечень товаров с наличием СПИК

Документ: Письмо Минпромторга России от 1.09.2025 № ПГ-11-8075 

Минфин о рассмотрении заявок с ограничением

Министерство закрепило практику применения ограничения как «защитной» меры и выпустило два разъяснительных письма.  

Если предметом закупки являются несколько позиций товаров и на каждую  установлено ограничение допуска иностранной продукции, для признания заявки российской участник должен документально подтвердить страну по каждой позиции.

В этом случае сработает правило «второй лишний», которое позволяет отклонять иностранные и приравненные к ним заявки при наличии одной полностью российской или приравненной к ней заявки. 

Один сервис для работы с тендерами

Подбирайте закупки с 440+ ЭТП России и СНГ. Оценивайте конкуренцию и шансы на победу. Проверяйте заказчиков на надежность и планируйте участие на доске задач.

Рассмотрим на примере. Допустим, заказчик закупает три позиции мебели.

Объект закупки «Защитная» мера

КТРУ 31.01.10.000-00000004

Стол письменный

Ограничение

КТРУ 31.01.12.131-00000001

Шкаф для одежды деревянный

Ограничение

КТРУ 31.01.12.150-00000003

Тумба офисная деревянная

Ограничение

На тендер подали три заявки.

№ участника Происхождение товара по каждой закупаемой позиции Результат рассмотрения заявки
Стол письменный Шкаф для одежды деревянный Тумба офисная деревянная

Участник 1 

Россия

Есть подтверждение

Россия

Нет 
подтверждения

Россия

Нет подтверждения

Приравнена к иностранной: отклонена по правилу «второй лишний»

Участник 2

Россия

Есть подтверждение

Россия

Есть
подтверждение

Россия

Есть подтверждение

Допущена: все позиции подтверждены

Участник 3 

Россия

Есть подтверждение

Россия

Нет
подтверждения

Китай

Приравнена к иностранной: отклонена по правилу «второй лишний»

Приоритет получают только участники, которые подтвердили страну по каждой позиции закупки. При подтверждении происхождения только по части позиций из спецификации всю заявку признают иностранной. Если все участники подтвердили страну частично, правило «второй лишний» работать не будет.

Минфин подчеркнул, что приоритет имеют только полностью российские заявки. 

Документы: Письма Минфина России от 2.09.2025 № 24-07-08/85390 и от 11.09.2025 № 24-06-09 88825

Минцифры о применении запрета для закупок ПО

Министерство в ответ на обращение сформировало позицию по применению запрета в закупках программного обеспечения (ПО).

Запрет применяется, если в рамках контракта требуется установка ПО на оборудование. Например, на ПК, серверы, терминалы и т. д.

Запрет не применяется, если предмет закупки — оборудование со встроенным ПО, которое:

  • неотделимо от оборудования;
  • обеспечивает управление только этим оборудованием;
  • не требует отдельной установки или передачи прав в рамках контракта.

Таким образом, при участии в госзакупках оборудования с ПО необходимо четко разделять:

  • Отдельное ПО. Оно подпадает под запрет 1875-ПП и должно быть в Реестре.
  • Встроенное, неотделимое ПО. Оно не подпадает под запрет, если не предусмотрена его установка или передача прав.

Это разъяснение снижает риски для поставщиков оборудования с проприетарным встроенным ПО. Например, сетевого, медицинского или промышленного. Участники могут использовать ответ Минцифры как аргумент при запросах на разъяснения заказчику в спорных ситуациях.

Документ: Ответ Минцифры России на обращение Евгения Султанова № 295329419 от 1.09.2025

В закупках лекарств будет применяться балльная система 

1 января 2026 года закончится переходный период, и поставщики лекарств будут подтверждать продукцию по общему правилу: предоставлять номер реестровой записи из реестра Минпромторга и указывать совокупное количество баллов. Балльную систему вводит новое ПП РФ № 1392. Разберем, какие новшества оно привнесет.

Параметр Как работает до 31 декабря 2025 Как работает с 1 января 2026

Подтверждение происхождения фармпродукции

Общие критерии, без детализации по стадиям производства

Четкие балльные критерии (50 баллов за производство на территории ЕАЭС) с разбивкой по типу субстанции

Документальное подтверждение (п. 1 ПП РФ № 719)

Не требуется специальный документ о стадиях производства

Требуется документ о стадиях технологического процесса, выдаваемый Минпромторгом

Подача заявок в Реестр Минпромторга

Через Торгово-Промышленную палату

Для фармпродукции — напрямую в Минпромторг

Сроки проверки

Общие сроки

5 рабочих дней

на проверку полноты и достоверности

Срок действия реестровой записи

Общий срок

3 года

Применение общих правил исключения из Реестра

Да

Нет

Рекомендуем участникам закупок:

  • пересмотреть цепочки производства лекарств и субстанций;
  • убедиться, что ключевые технологические стадии осуществляются на территории ЕАЭС;
  • подготовиться к получению документа о стадиях производства в Минпромторге;
  • в ближайшее время рассмотреть возможность включения продукции в реестр Минпромторга;
  • учитывать эти изменения при планировании участия в закупках в 2026 году.

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.09.2025 № 1392

Возьмем участие в закупках на себя

От регистрации в ЕИС и поиска тендеров до заключения контрактов и решения юридических вопросов

Реклама 16+.

Разъяснения по товарным знакам

Нередко участники закупок сталкиваются с трудностями, связанными с указанием товарного знака. Недавние письма Минфина и ФАС помогут лучше разбираться в этом вопросе и избежать отклонений заявок. 

Минфин — об описании объекта закупки

Министерство напомнило, что в описание объекта закупки по 44-ФЗ запрещено включать товарные знаки, фирменные наименования и указания на страну происхождения, так как это ограничивает конкуренцию. 

Заказчики обязаны использовать нейтральные функциональные и технические характеристики, а при наличии товара в КТРУ — только данные из него. 

Нарушение этих требований дает поставщикам основание для обжалования закупки, а заказчикам грозит признанием процедуры несостоявшейся или отменой ее результатов.

Документ: Письмо Минфина России от 23.09.2025 № 24-06-09/92031

ФАС — об указании товарного знака 

Контролирующий орган разъяснил порядок указания товарного знака в заявках на тендеры по 44-ФЗ. 

Товарный знак — только зарегистрированный. Обозначение должно быть зарегистрировано в установленном порядке и внесено в Государственный реестр товарных знаков. Наличие незарегистрированного обозначения, например «фирменного наименования» без регистрации, не считается товарным знаком в правовом смысле и не подлежит указанию в заявке.

Не обязательно указывать название. Если у товара есть зарегистрированный товарный знак, участник обязан указать информацию о нем в заявке. Однако закон не требует указывать именно «наименование» товарного знака — достаточно предоставить сведения, позволяющие идентифицировать его в Реестре. Например, регистрационный номер свидетельства. Также допустимо прямо указать «нет» или «отсутствует», если товар не имеет зарегистрированного знака.

Недостоверные или противоречивые сведения — основание для отклонения. Заявка может быть отклонена в трех случаях:

  • не указан зарегистрированный товарный знак;
  • указано товарный знак, которого нет в Реестре;
  • предоставлены сведения, не соответствующие данным Реестра.

Таким образом, точность и достоверность информации о товарном знаке напрямую влияют на допуск к торгам.

Поможем на любом этапе тендера

Например, зарегистрируем в ЕИС или на ЭТП, подберем подходящий тендер, подготовим заявку и проконсультируем перед заключением контракта

Реклама 16+.

Один товар — один товарный знак. 44-ФЗ не допускает указания нескольких товарных знаков в отношении одной позиции товара. Если участник укажет более одного знака на один товар, его заявку признают несоответствующей требованиям и отклонят.

Проверка сведений о товарном знаке. Комиссия по закупкам вправе проверять достоверность данных, предоставленных участником. Заказчик может использовать любые разумные средства. Например, обратиться к официальному Реестру товарных знаков.

Товарный знак — существенное условие контракта. Информация о товарном знаке, указанная в заявке, становится частью существенных условий контракта. Это означает, что поставляемый товар должен соответствовать именно тому знаку, который был заявлен. Изменить товарный знак в ходе исполнения контракта можно только в строго определенных случаях. Например, при улучшении характеристик товара по согласованию с заказчиком (ч. 7 ст. 95  44-ФЗ).

Для удобства использования информации для участников закупок и заказчиков Пермское УФАС подготовило памятку.

Документ: Письмо ФАС России от 29.08.2025 № ГР/81837/25 

Налоговая реформа — 2026: изменения по НДС

Одна из самых важных новостей для бизнеса — поправки в Налоговый кодекс. Вот что может измениться в 2026 году

Область изменений Как работает сейчас Как планируется в 2026 году

Ставки НДС

20%

22%

10% — на льготные товары, например, продукты питания

Льготная ставка сохранится — 10%

5% и 7% — для организаций на УСН

Пониженные ставки для организаций на УСН будут прежними — 5% и 7% 

Порог для применения УСН

Освобождение от НДС при доходах до

60 млн руб.

в год

Порог снизят до

10 млн руб. в год

Патентная система 

Применяется в том числе для услуг уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров (пп. 44 п. 2 ст. 346.43)

Этот вид деятельности исключат

Освобождение от НДС 

Применяется для организаций, которые реализуют исключительные права на ПО по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ 

пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ утратит силу

Применяется для услуг, связанных с обслуживанием банковских карт (пп. 3.1 п. 3 ст. 149 НК РФ)

пп. 3.1 п. 3 ст. 149 НК РФ утратит силу 

Освобождение в сфере туризма по пп. 39 п. 3 ст. 149 НК РФ действует до 1.07.2027

Освобождение от НДС продлят до 31.12.2030

Страховые взносы для МСП

Все МСП могут применять пониженные тарифы

Льготы

сохранятся только для приоритетных отраслей, перечень утвердит Правительство РФ

Проект закона вносит масштабные изменения в налоговую систему с 2026 года: повышение ставки НДС до 22%, сокращение льгот для МСП и отмену пониженных тарифов страховых взносов для большинства малых и средних предприятий. Льготы по взносам сохранятся только за компаниями в приоритетных отраслях из правительственного перечня.

Что важно понимать поставщикам:

  • Реформа приведет к повышению цен, а это скажется на конкуренции. Удержаться в тендерах смогут те, у кого получится как-либо компенсировать повышенную ставку НДС.
  • Участникам из числа МСП рекомендуем следить за выручкой, т. к. на новую ставку НДС налоговая переведет автоматически.
  • Возможны изменения ставки НДС в период исполнения контрактов или договоров. Важно учитывать этот риск.

Документ: Законопроект № 1026190-8 от 29.09.2025

Новые позиции доптребований по 2571-ПП

В ПП РФ № 2571 предлагают внести новые позиции, касающиеся работ в сфере водохозяйственной деятельности и безопасности гидротехнических сооружений. Вот какие именно.

Раздел XI — Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) инженерной защиты:

  • Позиция 42: проектные и изыскательские работы по ГТС — капитальный ремонт, реконструкция, строительство;
  • Позиция 43: выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству ГТС.

Раздел XII — Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация последствий:

  • Позиция 44: проектирование работ по восстановлению пропускной способности русел рек — дноуглубление, спрямление, расчистка;
  • Позиция 45: выполнение работ по дноуглублению, спрямлению и расчистке водных объектов.

Для всех указанных видов работ намерены установить дополнительные требования к опыту участников.

Для участия в подобных тендерах потребуется подтвержденный опыт выполнения аналогичных работ:

  • для проектных работ (поз. 42, 44) и работ по восстановлению русел (поз. 45) — исполненный контракт на сумму не менее 20% от НМЦК выбранного тендера;
  • для строительных/подрядных работ (поз. 43) — от 30% до 50% от НМЦК, в зависимости от ее размера.

Требования планируют применять при НМЦК более:

  • 10 млн руб. — в закупках для федеральных нужд,
  • 5 млн руб. — в тендерах для региональных и муниципальных нужд.

Эти изменения направлены на повышение качества и безопасности выполнения работ, связанных с водными объектами и ГТС. Участники без подтвержденного опыта не смогут пройти допуск к таким закупкам, даже если соответствуют общим требованиям 44-ФЗ.

Рекомендуем уже сейчас актуализировать портфель выполненных работ и подготовить пакет документов в соответствии с новыми требованиями.

Документ: Проект постановления Правительства РФ № 01/01/09-25/00160666

Рейтинги, «открытая книга» и ЕРС-контракты: новая стратегия Минстроя

Министерство предложило запустить федеральный эксперимент в строительной отрасли и сформировало основные инициативы.

Введение государственного рейтинга строительных организаций:

  • Оценка подрядчиков по шести критериям: квалификация персонала, опыт, качество работ, финансовое состояние, материально-техническая база, конкурентоспособность.
  • Автоматическое формирование рейтинга на основе открытых данных.
  • Возможность устанавливать минимальный порог рейтинга для допуска к тендерам.

Переход к обязательному контракту «под ключ» (ЕРС-контракту) в строительных закупках. Такой контракт предполагает выполнение проектировочных, изыскательных, и строительно-монтажных работ, а также поставку оборудования.

Ценообразование по принципу «открытой книги»:

  • Раскрытие подрядчиками структуры затрат — прямых расходов, накладных, прибыли и т. д.
  • Формирование цены на основе фактических данных, в том числе биржевых индикаторов и данных ФНС.

Формульная цена контракта:

  • Автоматическая корректировка стоимости строительства в зависимости от инфляции, курсов валют, цен на ресурсы и других параметров.
  • Вместо жестких требований — фокус на эксплуатационные характеристики, такие как безопасность, энергоэффективность и др. А методы достижения — на усмотрение проектировщика и подрядчика.

Развитие типовых проектных решений (ТПР):

  • Создание единой цифровой библиотеки ТПР, обязательное их применение в определенных типах объектов.
  • Упрощение экспертизы и ускорение согласований.

Ужесточение ответственности и контроля:

  • Обязательное страхование ответственности всех участников строительного процесса, включая заказчиков.
  • Более строгий контроль за качеством — в течение 10 лет после ввода объекта.

Таким образом, допуск к закупкам станет зависеть от рейтинга. Подрядчиков с низким рейтингом смогут не допускать до тендеров даже при наличии допусков СРО и других формальных требований.

Конкурентное преимущество получат компании, которые имеют успешный опыт реализации сложных проектов, обладают современной материально-технической базой, готовы к цифровизации и открытости затрат.

Пока это лишь предложение, но его содержание отражает стратегическое направление реформы госзакупок в строительстве. Подрядчикам, не адаптировавшимся к этим изменениям, в среднесрочной перспективе будет сложно конкурировать на рынке госзаказа.

Документы: 

Точный поиск тендеров с 440+ ЭТП

Получайте подходящие закупки автоматически — на почту и в Телеграм. Настраивайте поиск по типу торгов, отрасли, региону, НМЦК, преимуществам и другим фильтрам.

Проект Минцифры: доверенное ПО
как новый стандарт госзакупок

Проект направлен на усиление требований к российскому и евразийскому ПО.

Министерство сформулировало новые инструменты защиты внутреннего рынка. Рассмотрим предложения подробнее.

Повышение технологической независимости и информационной безопасности за счет:

  • введения понятия «доверенное программное обеспечение»;
  • обязательного подтверждения совместимости ПО как минимум с двумя российскими операционными системами, соответствующими требованиям к доверенному ПО;
  • исключения из реестра ПО, совместимого только с одной ОС, если оно не входит в состав программно-аппаратного комплекса или не принадлежит той же группе лиц.

Ужесточение контроля за правообладателями:

  • Признание правообладателями только российских юрлиц или граждан без иностранного гражданства и организаций, находящихся под контролем РФ.
  • Введение четкого определения «контроля» — наличие более 50% голосов в уставном капитале предприятия.
  • Запрет контроля со стороны иностранных государств, организаций и лиц.

Интеграция с системой госзакупок:

  • Корректировки 1875-ПП, согласно которым только ПО с подтвержденным статусом «доверенного» — об этом будет говорить специальная отметка в реестре — считается российским при проведении закупок.
  • ПО без отметки о доверенности будет приравнено к иностранному, даже если формально включено в реестр российского ПО.

Последние две меры фактически дадут приоритет доверенному ПО в условиях нацрежима.

Также проект Минцифры предусматривает отмену ПП РФ № 325 от 2017, которое сейчас регулирует дополнительные требования к ПО.

Хотя изменения формально касаются включения в реестры, их реальное значение — в доступе к госзакупкам. Без статуса доверенного ПО участие в тендерах станет экономически невыгодным или невозможным.

Планируется, что после принятия постановление вступит в силу с 1 марта 2026 года, с несколькими исключениями. 

Документ: Проект Минцифры России № 160471

Новый этап для реализации Концепции развития ЗМО

Документ был разработан в 2024 году для оптимизации малых закупок. Одна из задач Концепции — создание единого каталога конкретных товаров (ЕККТ) с точным наименованием, характеристиками и информацией о производителе. Принятое РП РФ № 2710-р запустило эксперимент по внедрению ЕККТ для закупок малого объема по 44-ФЗ. 

Эксперимент проводят с 1 октября 2025 по 31 марта 2026 года. Разберем основные тезисы.

  1. Цель эксперимента: внедрение ЕККТ с описанием введенных в оборот товаров по конкретному товарному знаку, марке или модели.
  2. Вести ЕККТ будут на базе Портала национальных художественных промыслов (ПНХП).
  3. Позиции в ЕККТ создадут для:
    • бумаги и картона (17.12.14);
    • книг, журналов (17.23.13);
    • фотографических материалов (20.59.12);
    • портативных компьютеров — ноутбуков, планшетов, электронных книг (26.20.11);
    • серверов, ПК, периферии, мониторов, принтеров, сканеров (26.20.14-26.20.18, 26.20.40);
    • телефонных аппаратов, коммуникационного оборудования (26.30.23);
    • мебели для офисов (31.01);
    • питьевой воды (36.00.11).
  4. Оператор ЕККТ — АО «Единый каталог товаров, работ и услуг».
  5. Минпромторг берет на себя методическое сопровождение эксперимента и планирует:
    • до 17 октября 2025 разработать методрекомендации;
    • до 31 октября 2025 заключить соглашения с оператором;
    • после марта 2026 года перейти к обязательному применению ЕККТ для ЗМО.

Каталог станет обязательным инструментом для участников малых закупок. Его будут использовать:

  • Поставщики — для формирования предложений с указанием конкретных моделей или марок.
  • Заказчики — для точного описания объекта закупки.

Внедрение ЕККТ позволит автоматизировать процесс отбора поставщика за счет сравнения предложений и выбора наилучшего по цене в рамках стандартизированных позиций каталога. Нюансы ведения и применения ЕККТ определит Правительство.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2025 № 2710-р

Отобрали для вас полезные материалы

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий