Законодательство в сфере закупок продолжает меняться. Посмотрим, что нового появилось с июля по сентябрь.
1. В закупках по 223-ФЗ действует приоритет российских товаров
В постановлении № 925 от 16.09.2016 правительство определило приоритеты отечественных товаров, работ и услуг перед иностранными аналогами. Такие условия уже действуют на закупки определенного перечня товаров по 44-ФЗ. Новые правила для заказчиков по 223-ФЗ вступят в силу с 1 января 2017 года:
- В конкурсе заявку с российским товаром оценят на 15% дешевле от заявленной цены, но при победе договор заключат по той цене, которую предложил участник.
- Если в аукционе побеждает иностранная компания, договор с ней заключат по цене ниже на 15% от предложенной.
Постановление действует во всех процедурах, кроме закупок у единственного поставщика. Каждый участник должен указать место своей регистрации и страну происхождения товаров. Закупки, опубликованные в ЕИС до января 2017, можно проводить по старым нормам.
2. Вступил в силу запрет на закупку иностранной электроники по 44-ФЗ
30 сентября 2016 вступило в силу постановление № 968 от 26.09.2016 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции». Запрет коснется популярных видов офисной техники:
- Телефоны, компьютеры, ноутбуки,
- Принтеры, сканеры, кассы,
- Светотехническое оборудование, лампы и другое.
Заказчик будет отклонять заявки с импортными товарами, если среди заявок есть его российский аналог. С 1 сентября 2018 приоритет распространят и на товары из стран ЕАЭС. Основной способ подтвердить российское происхождение товара — предоставить сертификат СТ-1. Если подано меньше 2 заявок с предложением от российских производителей, заказчик может купить иностранное оборудование.
3. Вступил в силу запрет на закупку иностранных продуктов по 44-ФЗ
Постановление № 832 от 22.08.2016 ограничило допуск продуктов из иностранных государств. Закупить заграничные продукты (например, мясо, молоко, рыбу, рис, сахар, соль) можно будет, если поставщики из ЕАЭС подали меньше двух заявок. Участники закупки должны указывать страну происхождения в соответствии с общероссийским классификатором.
4. Банковскую гарантию для закупок по 44-ФЗ можно будет оформить в любом банке
Планируется, что при начальной цене контракта не выше 20 млн руб. заказчики будут принимать гарантии от банков, которые не включены в специальный перечень. Сейчас участникам нужно получать гарантии только в указанных в нем банках.
5. Появилось обеспечение гарантийных обязательств
Срок действия такой банковской гарантии не должен превышать срока гарантийных обязательств на товары, работы и услуги, которые установлены контрактом.
Изменился срок действия банковской гарантии, которая обеспечивает исполнение контракта. Он должен превышать срок действия контракта не меньше чем на один месяц и не больше двух месяцев.
6. Еще немного уменьшился размер пеней за просрочку исполнения госконтракта
Размер пеней, которые заказчик требует от поставщика, зависит от ставки рефинансирования. Банк России снизил ее с 10,5 до 10% годовых
7. С 1 января 2017 года крупные закупки будут проходить общественный контроль
Постановление правительства № 835 от 22.08.2016 касается конкурентных закупок с НМЦ от 1 млрд руб. Проводить обсуждение должны все заказчики по 44-ФЗ и некоторые виды заказчиков по 223-ФЗ. Участники обсуждения будут проверять закупку на соответствие законодательству, правилам нормирования, действующим приоритетам и другим требованиям.
Постановление не распространяется на:
- Закрытые закупки,
- Закупки по 275-ФЗ (гособоронзаказ),
- Повторные аукционы по ч. 4 ст. 71 44-ФЗ,
- Повторные конкурсы и запросы предложений,
- Повторные запросы котировок на гуманитарную помощь или ликвидацию последствий ЧС природного или техногенного характера.
Общественное обсуждение будут проводить в два этапа:
- Замечания и предложения можно будет оставлять ЕИС (раздел «Обязательное общественное обсуждение закупок»). Принять участие могут любые зарегистрированные в системе юридические и физические лица.
- В виде открытых публичных слушаний. Обсуждение должно завершиться за три дня до даты, когда закупку еще можно отменить.
В результате таких обсуждений закупку можно будет отменить, внести изменения в документы закупки, в план или план-график.
8. НМЦ закупки у единственного поставщика хотят увеличить
Законодатели планируют поднять максимальную сумму закупки у единственного поставщика в пять раз. В Госдуме рассматривают проект закона № 1180507-6 от 22.09.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Изменения коснутся п. 4 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ:
Показатель | Сейчас | По проекту |
---|---|---|
НМЦ закупки | До 100 тыс.руб. | До 500 тыс.руб. |
До 2 млн.руб. | До 10 млн.руб. | |
Годовой объем закупок по 44-ФЗ | 5% от совокупного объема закупок, но не больше 50 млн.руб. | 5% от совокупного объема закупок, но не больше 250 млн.руб. |
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Если вы поставляете иностранный товар, то в случае вашей победы в аукционе, заказчик должен будет снизить ваше ценовое предложение на 15% и заключить с вами договор по сниженной цене.
Если вы будете участвовать в конкурсе или в запросе котировок вместе с участниками, которые предлагают российский товар, то во время оценки заявок всем заявкам с российским товаром заказчик снизит ценовое предложение на 15% — это увеличивает их шансы на победу. Не зависимо от того, кто станет победителем, цена договора будет равной ценовому предложению победителя.
Обратите внимание — заказчик применит постановление только если вместе с вами на аукцион или конкурс придут участники с российским товаром.
"Обратите внимание — заказчик применит постановление только если вместе с вами на аукцион или конкурс придут участники с российским товаром."
Ключевое отличие - не "придут",а "задекларируют". То есть недобросовестному поставщику достаточно указать в заявке, что у него присутствует товар российского происхождения, чтобы снизить цену на 15% добросовестным участникам.
Я поставщик, заканчиваем год с несколькими убыточными сделками из-за Приказа 155, все жалобы в ФАС признаны необоснованными, невзирая на предоставление оригиналов писем производителей об отсутствии производств в ЕврАзЭс, позиция ФАС простая - участник задекларировал, что у него товар российский, а закон не обязывает проверять достоверность декларации
Если у вас есть доказательства, обратитесь в суд с жалобой на решение ФАС. Процесс долгий, но в следующих закупках это поможет вам «сохранить» 15% цены договора.
Я поставщик печатного оборудования и расходных материалов к нему. В этом году получили от ворот поворот в ФАС Пензы, Саранска и Нижнего Новгорода, до суда довели только в Пензе, т.к. там сальдо сделки отрицательное.
Отправьте нам на zakupki@kontur.ru.
1.
Если установлен приоритет России, но у всех участников иностранный товар. кроме одного. И хотя бы у одного участника заявлен российский производитель больше 50% ,
То у всех участников с иностранным товаром оценка минус 15%.
делается специально , чтобы купить иностранный качественный товар дешего.
Так как это Игра вслепую зачастую, то это поставщик победитель с иностранным товаром попал на минус 15%. это жесть.
т.е. самый страх попасть это когда точно покупают серверы Dell иностранные, например,
А кто-то откровенно пишут и врут, что это Россия.
2
Если заявлен приоритет России и у всех Россия - то всех оценивают одинаково. это норм.
3. приоритет Россия и у всех Россия.
а у одного только иностранец.
тогда всем россиянам в оценке минус 15%, но контракт будет заключен с победителем Россия по норм поданной им цене.
4.
У всех заявлены иностранцы - всех оценивать также одинаково . всё нормально.
У всех заявлены иностранцы - всех оценивать также одинаково . всё нормально.
Никаких снижений , никаких приоритетов - никому ничего не предоставляется.
было три заявка с иностранными товарами, Вы победили и Заказчик снизил Вашу цену на 15%.
Вы подадите жалобу, скажите на какой пункт пп 925 выбудете ссылаться? Где там сказано, что приоритет не предоставляется в случае если в заявкАХ других участников нет предложений о поставке товаров из России.
P.s почти во всех других постановлениях по нац. режиму подобная формулировка есть.
Например:
1. Товар Х (рос. происх.) предлагается по цене P
2. Товар Y ( иностр. происх.) предлагается по цене 0,5*P
3. Товар Z ( рос. происх. ) предлагается по цене 1,1*P
B итоге рейтинг победителей
1. Y c ценой 0,5*P
2. X с ценой P-15%
3. Z с ценой 1,1P - 15%
Контракт заключить на Y цене 0,5P.
По какой цене подали по той и заключают ?
Если бы был российский еще один поставщик с ценой 0,6*P , то заключили бы с ним по цене 0,6*P , т.е. уменьшение цены только для оценки производится, но не для заключения договора ?
Иначе получается странная ситуация, когда другие поставщики могут быть подставные и декларировать Российское происхождение без каких-либо санкций за вранье, ты опускаешься и побеждаешь в аукционе, а потом тебе Заказчик еще на 15% цену снижает при заключении контракта, т.к. ты опустился ниже всех.
а подскажите такой вопрос в продолжении вот этой темы выше.
"Обратите внимание — заказчик применит постановление только если вместе с вами на аукцион или конкурс придут участники с российским товаром."
Ключевое отличие - не "придут",а "задекларируют". То есть недобросовестному поставщику достаточно указать в заявке, что у него присутствует товар российского происхождения, чтобы снизить цену на 15% добросовестным участникам.
у нас ситуация такая.
Заказчик по 223 фз хотел купить сервер Dell иностранного производства.
провели аукцион.
в по итогам получается, что один из участников написал, что производство Россия и тем самым победителю уже по факту, вслепую, говорят "мы снизим вашу цену на 15%. т.к. один из участников предлагал товары российские".
вопрос - должны ли заказчики в протоколе допуска к аукциону указывать наименование страны происхождения товаров , поданные участниками аукциона?
вопрос был в другом, что если один заявитель декларирует просто в заявке, что поставит все тоже самое, производство Россия, затем он даже просто в торгах не будет участвовать.
другие заявители с иностранным товаром сразу получают минус 15% автоматом от суммы аукциона.
и из этого и возникал основной вопрос -
- должны ли заказчики в протоколе допуска к аукциону указывать наименование страны происхождения товаров , поданные участниками аукциона, т.к. если хотят купить явно иностранный товар - все заявители пишут иностранный, и если хоть один напишет Россия - все , кто подавал иностранный, получают минус 15% - отличный способ заказчикам купить иностранный товар с экономией в минимум 15% на ровном месте.
Заказчики не должны указывать в протоколе наименование страны происхождения товаров.
По Постановлению Правительства №968 Вы должны отклонить все заявки, содержащие предложения товаров иностранного происхождения, если будет подано минимум 2 заявки с товаром российского происхождения и товар при этом будет разных производителей.
По Приказу Минэка №155 Вы обязаны снизить цену Госконтракта на 15%, если победит участник, предложивший товар иностранного происхождения
О каком вопросе идет речь?
Вот пример:
было три заявка с иностранными товарами, Вы победили и Заказчик снизил Вашу цену на 15%.
Вы подадите жалобу, скажите на какой пункт пп 925 вы удете ссылаться? Где там сказано, что приоритет не предоставляется в случае если в заявкАХ других участников нет предложений о поставке товаров из России.
P.s почти во всех других постановлениях по нац. режиму подобная формулировка есть.
В Постановлении пишется не в заявкАХ, а в заявКЕ на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами
В постановлении нет информации о том, как учитывать "вес" российского товара.
Официальных разъяснений для этого постановления нет, мое мнение такое.
Если заказчик закупает товары из перечня отдельных видов радиоэлектронной продукции, то при рассмотрении заявок комиссия должна отклонять все заявки с иностранным товаром. При условии, что есть минимум 2 заявки, в которых все товары произведены на территории РФ и товары одного вида выпущены разными производителями.
Все таки по тексту Постановления "заявки СОДЕРЖАТ предложения ...товаров... производимых на территории РФ" не означает 100% заполненности такими товарами всей заявки
Помогите разобраться:
223 ФЗ, постановление № 925 от 16.09.2016.
В моей заявке из перечня товаров, только один иностранного производства, остальные российского (в стоимостном выражении примерно 90%-росс; 10% иностр.). Моя заявка будет полностью считаться иностранной?
С 2020 года эксперты гарантированно отвечают на комментарии по теме статьи только в первые сутки после публикации. Задайте ваш вопрос в специальной рубрике: https://zakupki.kontur.ru/site/expert
Да, заказчик может объединять в один лот товары, работы или услуги, у которых общая сфера применения или целевое назначение. Рис, сахар и масло относятся к продуктам питания, поэтому заказчик имеет право закупать одним аукционом.