Отличия бумажного и электронного конкурса по закупкам — Контур.Закупки Баннер

Электронный конкурс: сроки и правила проведения

10 декабря 2018 16 634 90

Бумажные конкурсы давно ушли в прошлое, сейчас такие закупки проводят в электронном виде. Разбираем, как именно.

Что такое электронный конкурс

Электронный конкурс — это закупка, в которой участников оценивают по заранее заданным параметрам. Если в аукционе и запросе котировок заказчик выбирает поставщика по цене, то в конкурсе решающую роль может сыграть, например, опыт исполнения похожих контрактов. Победителем конкурса признают участника с наилучшими условиями.

Сроки проведения

Этап Срок

Публикация извещения

Не меньше чем за 15 календарных дней до окончания подачи заявок

Рассмотрение первых частей

Для большинства закупаемых ТРУ начало рассмотрения — не позже 2 рабочих дней после завершения подачи заявок, окончание — не позже срока, указанного в извещении.

 

Исключение — закупки:

  • научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • на создание произведения литературы или искусства;
  • работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
  • работ и услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
 

Для них начало рассмотрения — не позже 5 рабочих дней после завершения подачи заявок, окончание — не позже срока, указанного в извещении.

Переторжка

Продолжительность 1 час, дату проведения указывают в уведомлении

Рассмотрение вторых частей

Для всех закупаемых ТРУ начало рассмотрения — не позже 2 рабочих дней после получения вторых частей, окончание — не позже срока, указанного в извещении.

Рассмотрение ценовых предложений

1 рабочий день, следующий за днем получения третьих частей и протокола подачи ценовых предложений

Размещение протокола в ЕИС

1 рабочий день

Заключение контракта

Не раньше 10 дней

Этапы электронного конкурса

Скачайте схему, чтобы не забыть об этапах.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Заказчик публикует извещение

Заказчик объявляет о начале конкурса за 15 дней до окончания срока подачи заявок и указывает в документации всю необходимую информацию.

Извещение о конкурсе среди прочего включает:

  • критерии оценивания заявок,
  • величины значимости этих критериев,
  • даты окончания рассмотрения и оценки частей заявок,
  • сроки подачи ценовых предложений.

Заказчик вправе внести изменения в извещение, но не может скорректировать наименование объекта закупки и увеличить размер обеспечения заявок. Изменить извещение можно не позднее одного рабочего дня до окончания срока подачи заявок. При корректировке срок продлевают так, чтобы до его окончания оставалось 10 дней.

Рекомендуем внимательно изучать документацию закупки и, если возникают вопросы, направлять заказчику запрос на разъяснение. Направить его можно трижды и не позднее трех календарных дней до окончания срока подачи заявок на тендер.

Заказчик должен предоставить разъяснение в течение двух рабочих дней после получения запроса и разместить его в ЕИС без указания данных участника. Разъяснения не должны менять суть извещения.

Подробнее об извещении рассказали в шестой статье цикла.

Участники отправляют заявки

После объявления о закупке или получения приглашения участники конкурса подают заявки на ЭТП. Заявка на электронный конкурс состоит из трех частей.

Первая часть заявки Вторая часть заявки Предложение о цене
  • характеристики товара;
  • наименование страны происхождения товара;
  • предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 44-ФЗ;
  • дополнительная информация (чертежи, изображения товара и пр.)
  • информация об участнике, в т. ч. реквизиты счета;
  • документы, подтверждающие квалификацию;
  • документы, подтверждающие характеристики товара, его качество и страну происхождения.
  • цена, за которую участник готов поставить товар, выполнить работу или оказать услугу

Заказчик видит цену в последнюю очередь

Участники могут снизить свою первоначальную цену во время «переторжки» — об этом далее

Кроме указанной информации, в заявку автоматически «подтягиваются» сведения из личного кабинета ЕРУЗ. Подробнее о них рассказываем в большой статье о подаче заявки.

На сбор заявок дается не меньше 15 дней. После окончания приема заявок ЭТП в течение одного часа присваивает заявкам идентификационные номера. Площадка может отклонить заявку, если участник:

  • не подписал заявку электронной подписью;
  • прислал заявку позже положенного срока;
  • подал больше одной заявки, не отозвав предыдущие;
  • указал сумму выше НМЦ или равную нулю;
  • находится в РНП.

Заказчик оценивает первые части

Оператор передает заказчику первые части всех поступивших заявок, и тот оценивает их по критериям, которые были установлены к товару, работе, услуге.

Комиссия заказчика начинает оценивать заявки не позже двух рабочих дней после получения первых частей и должна принять решение в срок, указанный в извещении. В закупках некоторых ТРУ оценку заявок начинают не позже 5 рабочих дней после получения первых частей. Такие ТРУ мы указали в таблице выше.

Заказчик может отклонить заявку на этапе рассмотрения первой части, если:

  • участник не предоставил нужную информацию или предоставил недостоверные сведения;
  • характеристики товара или страна происхождения не соответствуют требованиям;
  • участник нарушил анонимность (указал информацию о себе) или написал свою цену.

После рассмотрения первых частей заказчик составляет протокол и отправляет его на ЭТП.

Оператор проводит переторжку

Получив протокол, ЭТП сообщает каждому участнику итоги рассмотрения первых частей: допущены они или нет, обязательно указывает причину отклонения. Также она раскрывает минимальную цену, не называя того, кто ее предложил. Это делается для того, чтобы простимулировать участников еще снизить цену во время переторжки.

После оценки первых частей проводят переторжку. Правила проведения переторжки:

  • Дату проведения заказчик указывает в уведомлении. Как правило, это следующий рабочий день после подписания протокола оценки первых частей заявки.
  • Длится 1 час.
  • В переторжке участвуют только поставщики.
  • Каждый участник может предложить новую цену только один раз. Новое ценовое предложение не должно равняться нулю, совпадать с указанным в третьей части заявки или превышать его.
  • Участвовать в переторжке необязательно. Но если участник не улучшил свою цену, то заказчик будет рассматривать первоначальное предложение.

После проведения переторжки оператор ЭТП в течение часа формирует протокол и направляет заказчику вторые части заявок вместе с информацией и документами из ЕРУЗ.

Заказчик рассматривает вторые части

Теперь заказчику нужно рассмотреть вторые части заявок. Комиссия приступает к рассмотрению в течение двух рабочих дней после получения вторых частей и должна принять решение в срок, указанный в извещении.

На этом этапе заявку могут отклонить, если:

  • участник не предоставил информацию и документы, которые необходимо было предоставить во второй части;
  • предоставленные сведения недостоверны или не соответствуют извещению;
  • информация и документы, которые должны были «подтянуться» из ЕРУЗ, не соответствуют извещению;
  • участник закупки не соответствует единым требованиям по ч. 1 ст. 31 или дополнительным — по ч. 1.1, 2 и 2.1 ст. 31;
  • закупка проходит с нацрежимом, и участник попал под запрет;
  • участник не предоставил подтверждающие документы в закупке с запретом по нацрежиму;
  • заказчик закупает ТРУ из перечня Правительства РФ, а участник закупки относится к организациям из недружественных стран (ч. 4 ст. 2 127-ФЗ);
  • заказчик не принял независимую гарантию;
  • во второй части есть информация о цене из третьей части.

Когда вторые части заявок рассмотрены, заказчик составляет протокол. Его также подписывают, отправляют на ЭТП и публикуют в ЕИС.

Подведение итогов

После рассмотрения вторых частей заявок комиссия заказчика рассматривает ценовые предложения — новые и те, которые участники указали в третьей части заявки.

Члены комиссии на следующий рабочий день после получения третьих частей и протокола подачи ценовых предложений:

  • оценивают все ценовые предложения по критерию «цена контракта, сумма цен единиц ТРУ»;
  • присваивают каждой заявке номер в порядке уменьшения выгодности заключения контракта — при принятии решения они опираются на результаты оценки первых и вторых частей заявок. Выгодность оценивают баллами.

Заявке победителя присваивают первый номер — у этого поставщика максимальное количество баллов. Если несколько участников набрали одинаковые баллы, то лучшим считают предложение, которое поступило раньше — оно получает меньший порядковый номер.

Заказчик формирует на ЭТП протокол подведения итогов. Его подписывают члены комиссии и сам заказчик. Протокол направляют участникам через оператора ЭТП и публикуют в ЕИС.

Заключение контракта

В течение двух рабочих дней после публикации итогового протокола заказчик размещает на ЭТП и в ЕИС контракт, пока не подписывая его. В контракт вносят данные победителя, цену, параметры товара и условия из заявки. В остальном контракт идентичен проекту, опубликованному в составе закупочной документации.

У победителя есть пять рабочих дней на то, чтобы внести обеспечение и подписать контракт или один раз подать протокол разногласий. Контракт заключают (то есть подписывают обе стороны) не раньше, чем через десять дней после размещения протокола подведения итогов.

Если победитель не подписал контракт или не предоставил обеспечение контракта, он считается уклонистом. Заказчик обязан передать сведения о нем в ФАС. После рассмотрения обстоятельств дела ФАС включает или не включает такого поставщика в РНП. При включении в реестр по 44-ФЗ поставщик не может участвовать в госзакупках в течение двух лет.

При отказе победителя от сделки заказчик заключает контракт с участником, занявшим второе место в итоговом протоколе. Если и он отказался, то контракт заключают с третьим участником и т. д. Отказаться от заключения контракта без риска оказаться в РНП участники не могут.

Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджестКнига «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
90 комментариев
В
Валентина 15 июля 2019
добрый день!
Проблема,помогите решить. Мы заказчики - У нас электронный конкурс в отрытой форме. По критериям в квалификации Исполнителя у написано, что должно быть заключено и исполнено 5 контрактов с 01.01.2017 года до даты подачи заявок с предоставлением актов оказанных услуг.
Вешел один исполнитель Ростелеком, и предоставил 6 контрактов, 3 из которых по 223 Фз (номера реестровой записи нет), сумма контрактов и актов не идет (из трех этапов выполнено два).
Вопрос: Я сомневаюсь, что они соответствуют требованиям, но меня УБЕЖДАЮТ подписать протокол на соответствие. Что делать?
1) можно ли предоставлять в заявке примеры контрактов по 223 -фз,если мы работаем по 44 -фз?
2) разве это нормально, что не идет сумма исполнения актов по сумме самого контракта предоставленного? получается он же НЕ закрыт?!
Вы бы как поступили? помогите пожалуйста и если можно с ссылкой на статью.
И
Валентина. 1) Если вышел только один участник, то оценка по критериям не производится, осуществляется проверка заявки на соответствие требованиям законодательства. 2) Если бы оценка по критериям осуществлялась (более одного участника), то раз написано - исполненных, то значит неисполненные не учитываются. 3) если у вас четко не написано что учитываются только контракты по фз 44, то можно учесть по фз 223. Тем более что часто договора по фз 223 выполняются в рамках исполнения гос. контрактов. Это зависит от того, какие требования у вас прописаны в КД.
ВП
Валентина Петровна 19 июня 2019
У меня вопрос, добрый вечер!
Согласно ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, организовывать электронный конкурс с ограниченным участием нужно, если закупаемые товары, работы или услуги являются инновационными и технологически сложными или же имеют специализированные характеристики. Среди таких предметов контракта выделяют:
- работы и услуги по сохранению культурного народного наследия РФ, различных памятников, предметов искусства и музейных ценностей;
- закупки по определению кадастровой стоимости для госоценки;
- организацию отдыха и оздоровления детей.
Заказчик объявил закупку , где предметом контракта является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов. Правомерно ли это?
https://zakupki.kontur.ru
Ксения Петрофанова, эксперт 20 июня 2019
Валентина Петровна. Добрый день!
Да, так как заказчик осуществляет закупки путем проведения электронного конкурса с ограниченным участием в случаях оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления (п.3, ч.2, ст. 56.1 44-ФЗ).
С
Светлана 12 апреля 2019
Добрый день! Статья 37. п.5. 44-ФЗ . Если начальная (максимальная) цена контракта больше 15 миллионов рублей , то при открытом конкурсе в электронной форме нужно при заключении контракта предоставить обеспечение контракта в 1,5 раза и подтверждающую добросовестность? Или только обеспечение контракта в 1,5 раза.
ПР
Петр Радионов 12 апреля 2019
Светлана. только обеспечение контракта в 1,5 раза.
М
Марина 30 июня 2019
Здравствуйте! Прошу вашей помощи в разъяснении вопроса "Оценка заявок по стоимостным критериям", если Цмин < 0 (минимальное предложение, сделанное участниками закупки меньше нуля) (пп. б п. 16 Постановления №1085). Очень много примеров как происходит оценка в случае, когда минимальная цена больше нуля, а про слeчай меньше приводят только формулу и всё. В скором времени будет проходить конкурс, там точно цена уйдет в минус (поставщики готовы платить за право заключить контракт), а как будут присуждаться баллы не понятно... Заранее спасибо!
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 2 июля 2019
Марина, добрый день)) Так ведь только формула и нужна, чтобы присудить баллы!

Например, участник № 1 предлагает максимальную сумму за право заключить контракт - 500 р. Он получает 100 баллов.
Тогда по формуле получается, что тот, кто предложит 300 руб., получит 60 баллов. А тот, кто предложит 200 руб., получит 40 баллов. Вы просто подставляете цифры в формулу и все считается.
М
Марина 2 июля 2019
Большое спасибо за ответ! Но вот не получатся просчитать.. Приведенный вами расчет баллов происходит по подпункту а), когда Цmin > 0. Если же Цmin < 0, то формала выглядит так ЦБ i=((Ц макс - Ц i) / Ц макс) * 100, где Ц макс - максимальное предложение, Ц i - предложение участника, которого оценивают.
Тогда, участник №1 ЦБ1=((500 - 500) / 500) * 100 = 0
участник №2 ЦБ2=((500-300) / 500) * 100 = 40
участник №3 ЦБ3=((500-200) / 500) * 100 = 60
Как-то все наоборот. Никак не получается совладать с этой формулой. Еще раз спасибо!
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 3 июля 2019
Марина, мы не нашли разъяснений никаких, что странно. Но попробовали посчитать еще раз, получилось так:

Пусть будут такие предложения: -50; -100; -200
максимальное = -50

1) -50 -(-50):(-50)*100 = 0
2) -50 -(-100):(-50)*100 = -100
3) -50 -(-200):(-50)*100 = -300

Но только минусы убрать в ответах.
Разъясните пожалуйста. К вопросу о конкурсах в электронном виде: 44-фз ст.30 ч.1 п.1) устанавливает виды процедур, которые проводятся для СМП. При этом в перечне отсутствуют закупки в электронном виде, за исключением аукциона. Перечислены только те виды процедур, которые были в данной статье до 01.07.2018. Исходя из положений этой статьи вытекает, что заказчик не может проводить процедуры для СМП в эл. виде (кроме аукциона) - например открытый конкурс в электронной форме.
Прошу пояснить, как это возможно, ведь все закупки переводятся в электронный вид. Получается, что СМП смогут принимать участие только в аукционах?
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 11 декабря 2018
Добрый день, Ирина.
В п.1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ нет ограничения по проведению открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, запросов котировок, запросов предложений для СМСП только в бумажном виде. Кроме того, с 01.01.2019 г. заказчики будут обязаны размещать подобные процедуры закупок только в электронном виде. Таким образом, субъекты СМСП могут принимать участие во всех процедурах закупок опубликованных заказчиками с таким ограничением.
Екатерина, спасибо за ответ. Но, к сожалению, данный ответ не внес ясность в вопрос. 1) п.1. ч.1 ст. 30 остался без изменений по отношению к редакции до 01.07.2018. Т.е. в нем указаны те виды закупок, которые существовали до введения электронных закупок. И нигде и никогда в 44-фз не фигурировало понятие закупки "в бумажном виде". Поэтому в этом пункте и не может ограничения на закупки в "бумажном виде". 2) Кроме того, если придерживаться официальной терминологии, то "открытый конкурс" - это один вид закупки, а "открытый конкурс в электронной форме" - это другой вид закупки. Аналогично - по конкурсам с огранич. участием и т.п. Таким образом, если в настоящее время п.1.ч.1. ст. 30 не содержит указаний на электронные закупки - т.е. в перечне закупок, которые проводятся для СМИ и СОНКО не указаны "открытый конкурс в электронной форме" "конкурс с ограниченным участием в электронной форме", "двухэтапный конкурс в электронной форме" - то, юридически, заказчики не могут проводить закупки для СМП и СОНКО в таких формах. А то, что ст. 112 говорит о том, что с 01.01.2019 заказчики обязаны перейти на электронные закупки - это общеизвестно. Таким образом. присутствует противоречие между положением о переходе на эл. закупки и положением п.1.ч.1. ст.30. Поэтому Ваш вывод совершенно не очевиден, с учетом вышеизложенной информации. Поясните пожалуйста, почему с учетом такой коллизии заказчики все-таки обязаны проводить электронные закупки у СМП и СОНКО. Заранее благодарю.
https://zakupki.kontur.ru
Екатерина Кондратьева 12 декабря 2018
п. а ч. 9 ст. 5 ФЗ-504 было внесено изменение в 24 ст. 44-ФЗ изложенное в следующей редакции: "Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры). Учитывая вешеизложенное, все процедуры закупок просто переводятся в электронный вид. При этом, данная поправка не отменяет действия ст. 30 44-ФЗ, и тем более, не противоречит ей.
Мне не совсем понятно про часть заявки Предложение о цене контракта. Т.е это предложение поставщик должен оформить в виде файла, а нужно ли в этом предложении включать данные о поставщике или оно должно быть обезличено? В первой части категорически нельзя, во второй категорически нужно. А в предложении?
https://zakupki.kontur.ru
Ксения Петрофанова, эксперт 26 июня 2019
Рк. Добрый день!
Заявка, в которой содержится предложение о товарах или услугах, цене, данных поставщика это один документ. Подавая заявку на площадке, оператор сначала отправляет заказчику первую часть. Затем направляет заказчику вторые части заявок без цен участников. Когда вторые части заявок рассмотрены, заказчик составляет протокол. В течение одного часа ЭТП должна отправить заказчику протокол переторжки с окончательными ценами участников. Как показывает практика, на некоторых ЭТП, цену можно прописывать отдельно в интерфейсе площадки.
по условиям КД (п.8.3.1. и 8.1.7.) - ценовое предложение должно было подаваться в первой части по форме приложения №3. При этом ФЗ-223 устанавливает при проведении закупки в форме эл. конкурса для СМП - запрет на указание цены в первой части (ст. 3.4. ч. 21). Получается, что заказчик нарушил положение 223 ФЗ. Жалуйтесь срочно. Это личное мнение. Можно послушать что скажут уважаемые юристы Контура.
А
Анастасия 21 декабря 2018
Ирина. Что для этого надо?
А
Анастасия 21 декабря 2018
Добрый день!
А вот нас не допустили по первой части, вот решение: Заявка № 14807 не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и документации конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно:
- участником не представлены сведения о ценовом предложении, что не соответствует требованиям подпункта 8.7.1 пункта 8.7 статьи 8. Документации конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства."

Что получается что мы должны указать цену в первой части ?
в 44-ФЗ черным по белому написано - заявка состоит из двух частей и ценового предложения (заявка направляется оператору ЭТП одновременно в форме 3 электронных документов). Конечно, должна быть цена. В законе четко и понятно расписан регламент.
Е
Добрый день! Мы участвовали в конкурсе в бумажной форме по 223. Все копии заверили своей печатью и подписью директора, в т.ч. выписку из ЕГРЮЛ и выписки из СРО. Нас отклонили, указав в протоколе, что не предоставили именно эти выписки. Мы созвонились с заказчиком, на что он ответил, что эти выписки должны быть оригиналы или заверены надлежащим образом. Конкурс не состоялся, т.к. было всего две заявки, нашу отклонили. Но мы участвовали и запросе котировок по 223 с такими же практически документами, где нас не отклоняли. Правомерны ли действия заказчика?
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 12 апреля 2019
Елена, добрый день! Нужно смотреть ответ в положении о закупках заказчика, если это закупки одного заказчика. Возможно, для разных видов закупок разные требования (хотя это странно). Если разные заказчики, то оба положения надо изучить. Если требования из положения отличаются от выставленных к вам требований, то заказчик нарушает 223-ФЗ.
Е
Заказчики разные, но в требованиях про выписки написано одинаково
ПР
Петр Радионов 10 декабря 2018
Надо бы уточнить, что запрос на разъяснение посылается не позднее, чем за пять дней до подачи
ч.8 ст 54.3
8. В течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
https://zakupki.kontur.ru
Анна Тресвятская, эксперт 14 декабря 2018
Петр, добавили!
ПР
Петр Радионов 14 декабря 2018
Малацы!