В спорных ситуациях участники закупок опираются на законы и правоприменительную практику. Но что если однозначных ответов нет? Тогда можно написать запрос в органы, которые контролируют сферу закупок. Куда писать, что учесть при обращении и сколько времени ждать ответ?
Кому полезен инструмент
Чаще всего этим инструментом пользуются две аудитории:
- Поставщики, которые часто участвуют в закупках по конкретному постановлению со множеством нюансов — например, с ограничением доступа иностранных товаров. На официальное мнение госоргана можно опереться в спорах с заказчиком или при рассмотрении дел в ФАС или арбитраже.
- Все заказчики. У них гораздо выше ответственность за несоблюдение правил. Если в законе нет ответа, лучше запросить официальное разъяснение. Это поможет избежать претензий и штрафов при проверках.
Что общего при подаче запроса
В алгоритме обращения в разные госорганы есть общие моменты:
- Не обязательно регистрироваться на сайте или заводить личный кабинет. Оставить обращение можно в специальной форме обратной связи.
- Не нужно подписывать запрос электронной подписью или обязательно обращаться от имени юрлица.
- Ответ придет на электронную почту, которую вы указали в обращении. Это может быть личный ящик.
Содержании запроса тоже ценят одни и те же моменты:
- Четко формулируйте запрос: опишите проблему, ссылаясь на действующие законы и разъяснения других ведомств, если они есть. Если практика решения подобных вопросов уже существует, сошлитесь на нее.
- Укажите номер закупки, в какой появилась нестыковка.
- Подготовьте доказательства, которые подтвердят проблему: протоколы рассмотрения заявки, скан контракта и т.д.
В чем разница
Минфин
Куда писать |
|
С какими вопросами обращаться |
— трактовка действующих и новых правил 44-ФЗ и 223-ФЗ, — коллизии «закупочных» законов с другими нормативными актами, — пробелы в законодательстве. |
Что учесть |
— Чтобы отправить обращение, сначала нужно дождаться проверочного кода на свою электронную почту. — Через сутки придет письмо с номером обращения, но без указания на какое обращение. Это неудобно, когда вы отправляете несколько запросов на разные темы. Рекомендуем самостоятельно фиксировать, у какого обращения какой номер. — Ограничение для приложений — 25 Мб. — Обращение регистрируют в течение 3 дней. |
Как долго отвечают |
до 30 дней. На практике отвечают быстрее остальных ведомств. |
ФАС
Куда писать |
https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas. Если оставите телефон, вам могут позвонить с уточняющими вопросами. |
С какими вопросами обращаться |
— разбор ситуаций, по которым нет практики, — нарушение конкуренции. |
Что учесть |
— Сначала приходит номер обращения, и потом номер отслеживания. По номеру отслеживания можно узнать статус. Но по сути есть только один вариант — дождаться ответа на почту. — Можно добавить соавтора — он тоже получит ответ. — Ограничение для приложений — до 10 Мб файл. — Запрос регистрируют до трех дней. |
Как долго отвечают |
30 дней. На практике ответа раньше можно не ждать. Могут брать дополнительные 30 дней. |
Минпромторг
Куда писать |
https://minpromtorg.gov.ru/open_ministry/treatment/contacts/ |
С какими вопросами обращаться |
— Закупки с ограничением или условиями допуска (нацрежим) — например, по постановлениям правительства № 616, № 617. — Ведение реестра товаров из России и ЕвразЭС, реестра радиоэлектронной продукции. |
Что учесть |
— Не очень удобная форма отправки обращения, особенно поле ввода емейла. — Непонятно, какой объем файла можно прикрепить. — Сразу присылают один номер. |
Как долго отвечают |
30 дней |
Выводы
Даже несмотря на то, что разъяснения не имеют законодательной силы, они все равно полезны на практике: помогают решать споры, доказывать правоту в судах и перед проверяющими органами. Но также учтите:
- Это не самый оперативный способ найти ответ. В среднем приходится ждать около месяца.
- Даже регуляторы не всегда знают, как трактовать законодательство. В этом случае они берут еще время на поиск ответа. Зато потом эти разъяснения включают в новую редакцию закона или рекомендуют учитывать при рассмотрении исков в ФАС «на местах».
- Мнение разных ведомств может быть одинаковым на один и тот же запрос, а может различаться. Значит, ситуация действительно неоднозначная — и это тоже показательно при разбирательствах.
Наши эксперты активно используют инструмент подачи запросов в госорганы: накопили базу ответов на сложные вопросы, запрашивают разъяснения у нескольких ведомств. Результатами мы периодически делимся в статьях. Если вы столкнулись с неоднозначной ситуацией на практике, отправьте вопрос нашим экспертам. Вместе с ними вы решите, что требует закон в вашем случае и надо ли писать разъяснение в госорган.
Ответим на вопросы Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.