Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

В спорных ситуациях участники закупок опираются на законы и правоприменительную практику. Но что если однозначных ответов нет? Тогда можно написать запрос в органы, которые контролируют сферу закупок. Куда писать, что учесть при обращении и сколько времени ждать ответ?

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Кому полезен инструмент

Чаще всего этим инструментом пользуются две аудитории: 

  • Поставщики, которые часто участвуют в закупках по конкретному постановлению со множеством нюансов — например, с ограничением доступа иностранных товаров. На официальное мнение госоргана можно опереться в спорах с заказчиком или при рассмотрении дел в ФАС или арбитраже. 
  • Все заказчики. У них гораздо выше ответственность за несоблюдение правил. Если в законе нет ответа, лучше запросить официальное разъяснение. Это поможет избежать претензий и штрафов при проверках. 

Что общего при подаче запроса  

В алгоритме обращения в разные госорганы есть общие моменты:

  1. Не обязательно регистрироваться на сайте или заводить личный кабинет. Оставить обращение можно в специальной форме обратной связи.
  2. Не нужно подписывать запрос электронной подписью или обязательно обращаться от имени юрлица. 
  3. Ответ придет на электронную почту, которую вы указали в обращении. Это может быть личный ящик. 

Содержании запроса тоже ценят одни и те же моменты: 

  1. Четко формулируйте запрос: опишите проблему, ссылаясь на действующие законы и разъяснения других ведомств, если они есть. Если практика решения подобных вопросов уже существует, сошлитесь на нее.
  2. Укажите номер закупки, в какой появилась нестыковка.
  3. Подготовьте доказательства, которые подтвердят проблему: протоколы рассмотрения заявки, скан контракта и т.д. 

В чем разница 

Минфин 

Куда писать

https://minfin.gov.ru/ru/appeal/

С какими вопросами обращаться

— трактовка действующих и новых правил 44-ФЗ и 223-ФЗ, 

— коллизии «закупочных» законов с другими нормативными актами, 

— пробелы в законодательстве. 

Что учесть 

— Чтобы отправить обращение, сначала нужно дождаться проверочного кода на свою электронную почту.  

 

— Через сутки придет письмо с номером обращения, но без указания на какое обращение. Это неудобно, когда вы отправляете несколько запросов на разные темы. Рекомендуем самостоятельно фиксировать, у какого обращения какой номер. 

 

— Ограничение для приложений — 25 Мб. 

 

— Обращение регистрируют в течение 3 дней. 

Как долго отвечают 

до 30 дней. На практике отвечают быстрее остальных ведомств. 

ФАС

Куда писать

https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas. Если оставите телефон, вам могут позвонить с уточняющими вопросами. 

С какими вопросами обращаться

— разбор ситуаций, по которым нет практики,

— нарушение конкуренции. 

Что учесть 

— Сначала приходит номер обращения, и потом номер отслеживания. По номеру отслеживания можно узнать статус. Но по сути есть только один вариант — дождаться ответа на почту. 

— Можно добавить соавтора — он тоже получит ответ. 

— Ограничение для приложений — до 10 Мб файл. 

— Запрос регистрируют до трех дней. 

Как долго отвечают 

30 дней. На практике ответа раньше можно не ждать. Могут брать дополнительные 30 дней. 

 Минпромторг 

Куда писать

https://minpromtorg.gov.ru/open_ministry/treatment/contacts/ 

С какими вопросами обращаться

— Закупки с ограничением или условиями допуска (нацрежим) — например, по постановлениям правительства № 616, № 617. 

— Ведение реестра товаров из России и ЕвразЭС, реестра радиоэлектронной продукции. 

Что учесть 

— Не очень удобная форма отправки обращения, особенно поле  ввода емейла.

— Непонятно, какой объем файла можно прикрепить. 

— Сразу присылают один номер. 

Как долго отвечают 

30 дней

 Выводы 

Даже несмотря на то, что разъяснения не имеют законодательной силы, они все равно полезны на практике: помогают решать споры, доказывать правоту в судах и перед проверяющими органами. Но также учтите:

  • Это не самый оперативный способ найти ответ. В среднем приходится ждать около месяца. 
  • Даже регуляторы не всегда знают, как трактовать законодательство. В этом случае они берут еще время на поиск ответа. Зато потом эти разъяснения включают в новую редакцию закона или рекомендуют учитывать при рассмотрении исков в ФАС «на местах».  
  • Мнение разных ведомств может быть одинаковым на один и тот же запрос, а может  различаться. Значит, ситуация действительно неоднозначная — и это тоже показательно при разбирательствах. 

Наши эксперты активно используют инструмент подачи запросов в госорганы: накопили базу ответов на сложные вопросы, запрашивают разъяснения у нескольких ведомств. Результатами мы периодически делимся в статьях. Если вы столкнулись с неоднозначной ситуацией на практике, отправьте вопрос нашим экспертам. Вместе  с ними вы решите, что требует закон в вашем случае и надо ли писать разъяснение в госорган. 

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
Комментировать
Подпишитесь на рассылку
Узнайте о новой статье раньше всех. Успейте задать свой вопрос в первые сутки — тогда на него ответят эксперты.
Подписываясь, я соглашаюсь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.