Маркетплейсы vs госзакупки: где проще начать бизнес?

6 марта 2024 907 Основы

В 2024 у начинающих предпринимателей не возникает вопросов, где организовать бизнес — конечно, на маркетплейсах. И мало кто задумывается о том, что товары можно сбывать и через участие в закупках — своеобразном аналоге маркетплейсов для государства и госкомпаний. Сегодня разберем два этих подхода к продаже товаров: сравним порог входа, найдем схожие моменты и определим ключевые отличия.

Фотография Евгений Гуляев Евгений Гуляев Предприниматель и эксперт в госзакупках

Что общего у маркетплейсов и госзакупок

Для начала рассмотрим, что общего требуется для старта в обоих направлениях — продаже на маркетплейсах и участия в закупках в качестве поставщика:

  1. Определиться с формой организации. Чаще выбирают ИП или юрлицо (ООО). Самозанятость — реже, так как самозанятые не могут перепродавать товары и ограничены лимитом годового дохода в 2,4 млн рублей. Самый частый вариант — открытие ИП. С ИП легче вести отчетность и распоряжаться деньгами, ведь они принадлежат физлицу. С ООО деньги выводить немного сложнее, и с них нужно платить подоходный налог, а значит, нанимать бухгалтера на старте работы.
  2. Выбрать систему налогообложения — от этого шага зависит, сколько налогов предприниматель будет платить по итогам отчетных периодов.
  3. Открыть расчетный счет в банке — он нужен, чтобы оплачивать товары и услуги или получать за них деньги. Без расчетного счета невозможно представить существование любого бизнеса.
  4. Получить электронную подпись и печать. Печать обязательна для юрлица, ИП может работать без нее. В тендерах пользоваться печатью необязательно, но при необходимости придется объяснять причины ее отсутствия. Также без печати некоторые контрагенты могут отказаться от сотрудничества с вами из-за внутренних регламентов.

Начать работу на маркетплейсах или в закупках несложно — достаточно совершить стандартные действия для старта любого бизнеса.

Особенности работы на маркетплейсах

Информации о работе на маркетплейсах очень много, и порог входа на этот рынок невысок. Обратная сторона медали: изобилие предложения и высокая конкуренция продавцов за покупателя.

С чего начать

Чтобы товар добрался до конечного потребителя, продавцы на маркетплейсах проделывают немало работы:

  1. Анализируют ниши, чтобы выбрать товары для продажи.
  2. Находят изготовителей товаров или сами организуют производство.
  3. Закупают партии продукции.
  4. Поддерживают запасы на складах.
  5. Оформляют карточки товара на маркетплейсе.
  6. Вкладываются в рекламу и продвижение товара на площадке.
  7. Взаимодействуют с покупателями: отвечают на вопросы, работают с возражениями и рекламациями.

Нужно быть готовым к вложениям

Чтобы поддерживать бесперебойную работу на всех этапах потребуются аналитики, закупщики, упаковщики, склад и первоначальный капитал для выплаты зарплаты сотрудникам и покупки товара. Нужно быть готовым к дополнительным вложениям: например, если рекламная кампания не принесет достаточное количество заказов, то придется платить за хранение товара на складах маркетплейсов. Это не гарантирует вам сохранность товара в полном объеме, ведь на складе может произойти может всякое — от халатности складских рабочих до чрезвычайных ситуаций.

Важно правильно подобрать товар

Правильный подбор товара — самое важный этап для старта на маркетплейсе. Если неверно определить нишу для работы, есть риск остаться с нераспроданными запасами товара и долгами сотрудников. Также нужно учитывать, что на рынке маркетплейсов активны конкуренты: они могут демпинговать, копировать ваши товары или даже писать на них отрицательные отзывы.

vitrina

Выгодно продавайте товары для бизнеса

Проводите безопасные сделки через B2B-маркетплейс. Без скрытых комиссий и штрафов. Оплата за успешную сделку — 3,5% от суммы заказа.

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Особенности работы в закупках

Участие в тендерах может отпугивать новичков своей регламентированностью. Однако у этого вида бизнеса есть свои преимущества.

С чего начать

Как и в работе на маркетплейсах, в тендерах тоже сначала нужно определиться с нишей. Это можно сделать бесплатно, например, сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) показывает все запросы заказчиков. Но самостоятельно определить, какая ниша самая выгодная, сложно.

С этим помогают профессиональные сервисы для поставщиков. Так, в Контур.Закупках можно проанализировать потенциал любой ниши в торгах, изучить предпочтения заказчиков и понять сильные стороны потенциальных конкурентов. Подробнее о том, как подобрать товар под запросы заказчика, рассказали в этой статье.

Обычно начинающие поставщики участвуют в закупках без узкой специализации — в так называемой «мульти-нише». Это позволяет попробовать силы в разных направлениях и в итоге выбрать товарную группу по душе.

zakupki

Гибко настраиваем поиск тендеров из 300 источников. Помогаем работать с закупками, следить за изменениями в них, анализировать заказчиков и конкурентов.

Не нужен стартовый капитал

В отличие от работы на маркетплейсе, в закупках вопрос стартового капитала не стоит на первом месте: чтобы претендовать на тендер, не обязательно иметь товар в наличии. Его можно закупить уже после заключения контракта с заказчиком и только в том количестве, который необходим контрагенту. В этом случае можно обойтись без расходов на аренду склада, доставляя товар от производителя сразу заказчику.

Заказчики платят авансы

В закупах встречаются контракты, по которым заказчик выплачивает аванс — размер выплат может доходить до 90% от цены контракта. В этом случае не придется извлекать деньги из оборота компании, чтобы исполнить контракт. С производителем можно договориться на постоплату, что позволит оплачивать заказанные товары только после получения денег от заказчика.

Нет затрат на рекламу

Еще одно отличие от работы на маркетплейсах: в закупках нет затрат на рекламу. В большинстве случаев заказчику неважно, у кого он покупает товар — главное, чтобы участник отсутствовал в реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Меньше рисков

Сферу закупок строго регулирует государство. Поэтому здесь гораздо меньше рисков наткнуться на недобросовестного заказчика, который откажется платить. Если предприниматель в точности исполнит условия контракта, он обязательно получит оплату.

Стабильный спрос

Рынок закупок прогнозируемый и мало зависит от покупательской способности частных лиц, а значит, товар вашей ниши будет пользоваться спросом из года в год. Затраты государства на тендеры стабильно высоки: в 2021 сумма заключенных контрактов составила 9 трлн рублей, в 2022 году — 11 трлн, в 2023 году — 10 трлн.

Коротко

Участие в тендерах может стать альтернативой более привычным способам сбыта продукции. Закупки не загоняют бизнес в рамки закупленного товара и позволяют в любое время перейти в другую нишу. Для старта в тендерах необязательно иметь большой стартовый капитал и оборотные средства. Рынок закупок стабильный и обеспечивает постоянный спрос, что позволяет бизнесу планировать работу на будущее.

Фотография Евгений Гуляев Евгений Гуляев Предприниматель и эксперт в госзакупках
Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
Написать комментарий