Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Закупка у единственного поставщика — один из самых популярных видов закупок по 223 и 44-ФЗ. Заказчикам удобно иметь дело с одним проверенным контрагентом. Посмотрим, в каких случаях поставщик может законно получить контракт без участия в конкурсе.

Заказчик проводит небольшую закупку

Госзакупки у единственного поставщика

Заказчики по 44-ФЗ обязаны проводить закупки определенным способом согласно перечням товаров, работ и услуг. Но если цена любой закупки не превышает 100 000 рублей, то товар можно закупать у единственного поставщика. Годовой объем таких закупок не должен быть больше 5% совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн руб (4п. 1ч. 93ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 млн рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

У музеев, театров, зоопарков, национальных парков и других учреждений (5п. 1ч. 93ст, 44-ФЗ) ограничение на одну закупку — 400 000 рублей. А годовой объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 50% совокупного годового объема и 20 млн. рублей.

Как участнику получить контракт без конкурса? Мы рассматриваем только добросовестные схемы, поэтому здесь заказчик чаще всего уже знает того поставщика, с которым планирует заключить контракт. Он работал с ним и остался доволен сотрудничеством.

Совет

Чтобы выполнять заказ в качестве единственного поставщика, важно иметь хорошую репутацию. Она складывается из опыта уже выполненных работ и наличия рекомендательных писем. Постарайтесь выигрывать в конкурентных процедурах и выполняйте подписанные контракты качественно, чтобы заказчик имел вас ввиду, когда будет проводить закупку у единственного поставщика.

Заказчик проводит закупку из специального перечня или на специальных условиях

Госзакупки у единственного поставщика по 44-ФЗ

Есть несколько групп закупок, которые тоже разрешено проводить у единственного поставщика:

Срочные и форс-мажорные закупки

Здесь получить товары или услуги нужно быстро, иначе в них не будет смысла. Например:

  • для ликвидации последствий аварий и природных катаклизмов,
  • чтобы обеспечить бесперебойные производственные процессы,
  • при мобилизации,
  • чтобы подготовить визиты глав иностранных государств и делегаций,
  • чтобы отправить работника в служебную командировку,
  • чтобы провести фестиваль, концерт и подобное культурное мероприятие.

Незаменимая или уникальная продукция или услуга

В этой группе есть несколько подгрупп. Каждая отличается тем, что продукция есть только у конкретного поставщика или у поставщика есть исключительные права на товары и услуги:

  • контракты на поставку электроэнергии или водоснабжение,
  • преподавательские услуги, закупку книг, произведений искусства определенных авторов и тд,
  • закупка ПО для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности,
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия.

Закупки у учреждений уголовно-исправительной системы

Такие закупки можно проводить без конкурса в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным правительством РФ.

Закупки лекарств или оплата лечения

У единственного поставщика можно закупить лекарства при определенных медицинских показаниях на сумму не больше 200 тыс. рублей.

Определение поставщика распоряжением правительства РФ

Такие ситуации возникают, например, на выборах при закупках бюллетеней, открепительных удостоверений, марок.

Это не полный список возможных закупок у единственного поставщика. Все случаи описаны в 93 ст. 44-ФЗ.

В закупке участвовала только одна заявка, соответствующая требованиям заказчика

Заказчик имеет право провести закупку у единственного поставщика по завершению конкурентной процедуры. Если соблюдено одно из трех условий:

  • Подана только одна заявка
  • Соответствует требованиям только одна
  • На электронный аукцион подано несколько заявок, но в самом аукционе принял участие только один поставщик и он соответствует требованиям.

В этом случае конкурентная процедура признается несостоявшейся, и заказчик может заключить контракт с единственным участником. Обосновывать закупки в ФАС требуется только при проведении конкурсов.

Совет

Если вы стали участником несостоявшейся закупки, обратитесь в ФАС вместе с заказчиком и согласуйте контракт. Сделайте это в течение 10 дней с того момента, как протокол о признании конкурса несостоявшимся появился на ООС. Помните, что вы обязаны подписать контракт, если ФАС согласует закупку.

Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189, закупка будет согласована даже если будут выявлены нарушения законодательства, не повлиявшие на результат определения поставщика.

Цена, предложенная участником закупки, должна быть равна или начальной, или стоимости того предложения, которое предложил поставщик.

Отсутствие конкуренции во время закупок не всегда подразумевает сговор. В 2014 году 31,68% закупок для государственных нужд и 42,84% для муниципальных признаны несостоявшимися: в закупке принял участие только один участник. Заказчики физически не могут «заточить» такое количество закупок под своих контрагентов. Контракты на 1,5 млрд рублей были заключены с единственным поставщиком, без снижения начальной цены. Это значит, что поставщики получили максимальную прибыль, а государство ни рубля не сэкономило на этих закупках.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
27 комментариев
Александр 15 апреля 2016, 21:47
Добрый день! Скажите пожалуйста, а могут ли общеобразовательные школы и дет. сады закупать у единственного поставщика на основании п.5 ч.1 статьи 93?
Савукова Марина 18 апреля 2016, 14:44
Александр, добрый день!

Образовательные учреждения могут проводить закупки у единственного поставщика по п.5 ч.1 ст.93.
Ольга 14 сентября 2016, 12:17
Здравствуйте, в Вашей статье написано ".. Организации с бюджетом меньше 40 млн рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов рублей..." Поясните пожалуйста, если бюджет МУПа более 40 млн рублей, то на какую сумму можно закупать у единственного поставщика
Савукова Марина 14 сентября 2016, 16:07
Ольга, добрый день!

Для заказчиков с бюджетом более 40 млн рублей, при планировании закупок "до 100 тысяч" у единственного поставщика, выгоднее ориентироваться на лимит — 5% от СГОЗ и не более 50 млн рублей.

Например, у заказчика бюджет 100 млн рублей.
Заказчик может провести закупки до 100 000 рублей на общую сумму 5 млн рублей.
Олег 6 декабря 2016, 09:01
Анна я только начал заниматься тендерами (торгами) и мне не ясно снижение цены на 60-80% как можно выполнить то что стоит в закупке дороже или рентабельность равна 0.
Но таких контрактов много и работают.? как ? где подводный камень?
Анна Тресвятская 6 декабря 2016, 11:12
Олег, добрый день!

Причины, по которым победитель закупки так сильно снижает НМЦ, бывают разные:
1. Желание поставщика иметь опыт исполнения госконтрактов. Это поможет ему в будущем подтвердить квалификацию в конкурсе.
2. Неопытность участника. Иногда в аукционе азарт берет верх над расчетом.
3. Картельный сговор. Один участник снижает цену на 80%, добросовестные поставщики теряют интерес к аукциону. Дальше победителя отклоняют из-за ошибок во второй части заявки и побеждает другой участник сговора, кто занимает 2 место (как правило, с минимальным снижением НМЦ).

Закупок, где победители сильно демпингуют, не так много. По официальной статистике Минэкономразвития, цена конкурентной закупки в 2016 году в среднем снижалась на 8,9%.

Может, вы имеете ввиду конкретную закупку, где победитель снизился на 60-80%? Если да, поделитесь ссылкой на нее - мы проанализируем заказчика, его поставщиков и поделимся выводами в личном сообщении.
Дарья Овсянникова 16 февраля, 16:41
Здравствуйте. Последнее время очень актуальная тема. Направляю ссылку на тендер, где победитель снизился более чем на 60%. К заказчику вопросов в принципе нет, а вот с поставщиком ... Данный поставщик и мы являемся дилерами одного производителя, т.е. уровень цен точно знаем. Хотелось бы понять что движет таким снижением цен и какую стратегию в торгах выбирать. Спасибо
Дарья Овсянникова 16 февраля, 16:41
http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0387200007517000004
Олег Дорофеев 16 февраля, 17:08
Ты понимаешь на самом деле я так думаю это нашему правительству надо думать головой а не тем чем они законы пишут. А то как в поговорке паны балуются а у холопов что то трещит.
Этот закон написан на процветание коррупции и сговоров, Я в бизнесе более 30 лет и то что творится сейчас это полный развал экономики и при помощи правительства ,я не знаю как честным предпринимателям выживать.
Дмитрий 21 января, 12:43
Добрый день!Допустим цель снижения нмц на 60-80% обусловлена не для получения прибыли,а для ,как вы правильно подметили , приобретения опыта и репутации,как при таком снижении нмц доказать добросовестность участника закупки?Ведь превышен,и значительно превышен "порог " в 25% ,после которого нужны доказательства добросовестности уз !
Наталья 26 января, 16:22
Полуторный размер обеспечения и все.
Савукова Марина 26 января, 18:51
Дмитрий, добрый день!

Если у организации нет исполненных контрактов по аналогичным закупкам, то для подтверждения добросовестности предоставляете обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза.
Дмитрий 26 января, 23:21
Увы,опыта нет вообще в целом,по работе с госконтрактами!Но очень любопытно познать эту область.Отсюда и вопросы появляются,как получить 100% контракт ,что б узнать, что это за
" зверь " такой - государственный контракт!
Савукова Марина 27 января, 12:41
Рекомендую изучить завершенные закупки по вашей теме. Узнайте какое среднее снижение цены у этих закупок. Посмотрите в каких закупках участвовали ваши конкуренты.
Можете воспользоваться нашими услугами сопровождения торгов. Найдите закупки на этапе подачи заявок и наши специалисты подскажут вам, как надо действовать.
Дмитрий 27 января, 17:05
Спасибо за совет Светлана!Пойду Вашим советом.
Наталья 26 января, 16:21
Полуторный размер обеспечения и все.
Надежда 11 февраля, 13:21
Здравствуйте, читала ваш комментарий к одному из вопросов......... Картельный сговор. Один участник снижает цену на 80%, добросовестные поставщики теряют интерес к аукциону. Дальше победителя отклоняют из-за ошибок во второй части заявки и побеждает другой участник сговора, кто занимает 2 место (как правило, с минимальным снижением НМЦ). Вопрос: можно ли подать заявление в ФАС на обжалование результатов аукциона? просто не раз с таким сталкивались
Дмитрий 16 февраля, 21:38
Значит нужно дружно сплотиться в "банду" и наказать ни честных на руку бизнесменов,и заказчиков,всячески выбивая контракты из под носа.Старые волки,и молодые акулы бизнеса-объединяйтесь!)
Олег Дорофеев 17 февраля, 09:47
ты знаешь с голой пяткой на саблю рискованно
против лома нет приёма акромя другого лома
Дмитрий 17 февраля, 09:59
Кто не рискует-тот не побеждает)А сабельки ломиками сподручней ломать!К тому же ,чтоб ни лезть на сало с "голой пяткой" есть законодательства,их хоть и пишут сугубо для "ширмы",но если грамотно подойти,то я считаю ,что можно вывести всех "редисок" на чистую воду,,,
Олег Дорофеев 17 февраля, 10:26
Может ты и прав но хлопотно это поэтому они и процветают
Дмитртй 17 февраля, 14:03
Поэтому они и процветают, -что никто этим не заморачивается(!Тут ведь главное начать,наказать одного,двух-остальные возьмут на заметку,,,,.А порой достаточно будет только начать разборки,и вполне реально будет в итоге мирно договориться,тк заказчикам не выгодны будут разбирательства и внеплановые проверки соответствующих инспекций,,,
Олег Дорофеев 17 февраля, 14:49
И то верно но кто этим займётся им никому это не надо а мы кто мы пешки как в рекламе малый бизнес
Дмитиий 17 февраля, 16:16
Согласен.И реклама забавная.Тут ведь как получается,рынок переполнен всяческими скупками,перекупками,малыми,средними ИП-ешниками вроде нас,поэтому и гос-во и крупные игроки ведут естественный отбор ,что б остались сильнейшие,поддержание так сказать численности ип-ешников мелких,для стабильной работы экономики и сбытов продукции крупных игроков.А гос-ву выгодны сильные ,уверенные в работе ип-ешники малые,поэтому и не мешает подобному отсеиванию,одним словом -конкуренция,выживает хитрый,умный,и наглый,успевающий за ходом времени,,,,
Дмитрий 17 февраля, 22:30
Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России признала участие семи фармкомпаний в картельном сговоре, заявил во время заседания комиссии начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев.
<<Комиссия решила… признать ООО «Росмедкомплект», ООО «Эталон-Трейдинг», ООО «Маркет Фарм», ООО «ПИК», АО «Компания «Интермедсервис», ООО «Сервис-Фарм», ООО «Компания Интермедсервис Фарма» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 закона защиты конкуренции путем заключения и участия в соглашениях между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые привели к поддержанию цен на торгах», — сказал Тенишев.

«Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО “Маркет Фарм” в связи с ликвидацией… Выдать ООО “Эталон-Трейдинг” и ООО “ПИК” обязательное к исполнению предписание о недопущении действий, ограничивающих конкуренцию. Направить дело… в главное управление экономической безопасности и противодействии коррупции МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 178 уголовного кодекса РФ», — добавил он.

В 2016 году ФАС уже обнаруживала признаки картеля этих же семи компаний, действующего практически на всей территории РФ, который был заключен для поддержания цен на торгах при проведении аукционов на поставку лекарственных средств и медицинских изделий для госнужд, и возбудило по этому поводу дело.

В закупке при участии этих компаний снижение начальной максимальной цены контракта на поставку лекарств и медицинских изделий для поликлиник и больниц отсутствовало или было минимальным (0,5−2%), эти признаки были выявлены более чем на 700 аукционах, уточняла ФАС.

Тогда ведомство отмечало, что Карельское УФАС России раскрыло сговор на торгах минздравсоцразвития Республики Карелия, когда «Росмедкомплект», «Эталон-Трейдинг», «Маркет Фарм» и «ПИК» были признаны виновными в заключении антиконкурентных соглашений на 38 открытых электронных аукционах, общая сумма начальных контрактов которых составила более 85 миллионов рублей.
Дмитрий 17 февраля, 22:33
Новости за сегодня,ФАС работают,главное вычислить и доказать нарушения!
Михаил 9 марта, 20:58
Вопрос: О закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - субъекта естественных монополий.



Ответ:



Совсем свежие из Консультанта!!!!!
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 января 2017 г. N Д28и-387
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ).
Перечень услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, указан в части 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ.
Таким образом, заказчик вправе осуществить закупку у субъекта естественных монополий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ независимо от того, включен поставщик в реестр субъектов естественных монополий или нет.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента развития контрактной системы

М.В.ЧЕМЕРИСОВ 31.01.2017
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках