Предприятия оборонного комплекса России обязаны проводить все закупки с учетом положений 275-ФЗ. В некоторых моментах его требования гораздо строже 44-ФЗ. Разберемся в нюансах.
Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?
Как проводят гособоронзаказ
Закупку, которую проводит предприятие оборонного комплекса, называют государственным оборонным заказом (ГОЗ). Гособоронзаказ проходит в несколько этапов:
-
Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, программы вооружения.
-
Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.
-
Госзаказчик размещает гособоронзаказ в ЕИС. Порядок размещения устанавливает 44-ФЗ.
-
Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает госконтракт с головным исполнителем. Головной исполнитель заключает контракты с исполнителями других уровней (субподрядчиками).
-
Головной исполнитель и субподрядчики производят продукцию и поставляют заказчику.
-
ФАС контролирует конкуренцию и ценообразование, планирование, размещение и исполнение гособоронзаказа.
Закупки по ГОЗ проходят в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, но по специальным нормам 275-ФЗ. Закон о государственном оборонном заказе устанавливает порядок выполнения и контроля гособоронзаказа, права и обязанности участников сделки.
Кто может участвовать в закупках оборонки
Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:
- не имеет задолженностей по налогам,
- не имеет открытой судимости за экономические преступления,
- не находится на стадии банкротства или ликвидации,
- не аффилировано с заказчиками,
- не принадлежит к оффшорным компаниям,
- не является иностранным агентом,
- не состоит в РНП,
- не приостановило свою деятельность.
Есть нюанс в терминах:
- Поставщик, заключивший контракт непосредственно с заказчиком по ГОЗ, в 275-ФЗ назван «головным исполнителем».
- Поставщик, участвующий в поставках продукции по ГОЗ (фактически субподрядчик), — «исполнителем».
Закон не предусматривает иного деления поставщиков, но условно можно выделить уровни. Головной исполнитель — первого уровня. Если головному исполнителю понадобится субподрядчик, то при заключении с ним контракта последний станет исполнителем второго уровня и т. д.
Заказчик контролирует финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей.
Головной исполнитель не может быть индивидуальным предпринимателем, физлицом и иностранной организацией. Для исполнителей других уровней таких ограничений нет. Все исполнители (включая головного) одного контракта называются «кооперацией».
Гибко настраиваем поиск тендеров из 300 источников. Помогаем работать с закупками, следить за изменениями в них, анализировать заказчиков и конкурентов.
Чем отличаются условия участия
Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. Как и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий:
- Закупка проходит на специализированной ЭТП АСТ-ГОЗ.
- Обеспечивается финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик — банк — подрядчик — субподрядчики».
- Цену контракта строго обоснуют.
- Исполнители отчитываются «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.
Финансовая прозрачность сделки
Все денежные расчеты в рамках ГОЗ проходят только через уполномоченный банк, в котором головной исполнитель и исполнители других уровней открывают счет.
На каждый контракт — отдельный счет
Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам, которых головной исполнитель привлекает к исполнению.
Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Идентификатор нужно указывать во всех документах, связанных с исполнением контракта: платежах, счетах, договорах с субподрядчиками. В противном случае могут быть проблемы с получением денег от заказчика.
Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.
Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета. Последнее допустимо только для ограниченного числа операций (п. 2 ч. 1 ст. 8.3 275-ФЗ):
- Уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему.
- Оплата расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (коммунальных расходов).
- Оплата расходов на электроэнергию.
- Перечисление прибыли после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта.
- Перечисление головным исполнителем денег при частичном исполнении контракта, если заказчик принял продукцию.
- Расчеты с иностранными исполнителями, входящими в кооперацию.
- Перечисление денег, направленных компенсацию понесенных головным исполнителем расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий (расходы должны быть обоснованы).
- Выплата зарплаты. Перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект.
- Оплата головным исполнителем расходов на сумму не больше 5 млн руб. в месяц.
- Оплата исполнителем непредвиденных расходов на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.
Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.
Обоснование цены
Государство строго регулирует ценообразование на продукцию в рамках ГОЗ. Порядок регулирования регламентирует ПП РФ № 1465. Для определения стоимости продукции применяют такие методы:
-
Метод анализа рыночных индикаторов: цену устанавливают по биржевой стоимости продукции или на основе данных официальной статистики.
-
Метод сравнимой цены: цена не должна превышать устойчивую рыночную цену на продукцию или услугу.
-
Затратный метод: цена равна сумме затрат и прибыли исполнителя. Применяют, если невозможно использовать первые два метода.
-
Метод индексации базовой цены: цены или статьи затрат корректируют (повышают) на уровень индекса-дефлятора. За базовую цену принимают фиксированную цену, определенную затратным методом в условиях базового года.
Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, нужно доказать, почему нельзя доставить более дешевым железнодорожным — иначе разницу придется вернуть.
Все данные по контракту открыты ФАС
В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь родственником заказчику, то это не страшно.
Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.
Штрафы и споры
Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:
- Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
- Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более высокой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.
Закон устанавливает порядок проверок и рассмотрения дел (ст 15.17 275-ФЗ).
Как в 44-ФЗ и 223-ФЗ, заказчики гособоронзаказа могут объявлять открытые и закрытые конкурсы. Приглашения на них высылают определенному кругу зарекомендовавших себя поставщиков. Попробуйте с простых открытых закупок, узнайте на практике все правила игры, возможно, в итоге вы займете нишу, которая даст вашей компании стабильный доход.
В этой статье мы рассказали о самых общих принципах участия в закупках по 275-ФЗ. Если у вас есть вопросы о более сложных и тонких моментах, связанных с участием в конкретной процедуре, напишите нам. Мы разберемся в ситуации, ответим вам и выпустим отдельную статью с разбором практических ситуаций.
если производится поставка товаров, то спецсчет должне быть открыт только у исполнителя? или у поставщика исполнителя тоже должен быть спецсчет?
Уточните, пожалуйста, о каком федеральном законе идет речь: 44-ФЗ, 223-ФЗ или 275-ФЗ?
Рекомендую ознакомиться со статьей "7 вопросов о спецсчетах" https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1215-7-voprosov-speccheta.
Вместе с тем, согласно пп. «з» п.2 ч.1 ст.8.3 Закона 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает возможность списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более 3-х млн рублей в месяц.
Таким образом, если сумма контракта позволяет заказчику рассчитываться с исполнителем за поставленные товары и услуги, необходимые для выполнения ГОЗ в рамках установленного лимита 3 млн рублей в месяц (с учетом иных совокупных списаний по этому же основанию в календарном месяце), участники кооперации вправе применить вышеуказанную норму закона и осуществлять расчеты с отдельного на иной банковский счет (без открытия исполнителем отдельного счета).
Закупки по гособоронзаказу регламентируются по 44-ФЗ и 223-ФЗ, 275-ФЗ накладывает дополнительные требования. Уклонение от заключения контракта является нарушением в сфере закупок и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юр.лиц - от 300 тыс. до 1 млн. руб. (ч.1, ст. 7.92.2, КоАП РФ). Порядок работы с РНП в сфере ГОЗ регламентируется ППРФ № 1585.
Получается, мука - это один из товаров, необходимых для исполнения контракта, о чем вы знаете до заключения контракта. Действительно, сложно доказать, что эти расходы "непредвиденные". Я бы все-таки на вашем месте так не рисковала, а за однозначным ответом обратилась на горячую линию территориального отделения федерального казначейства.
1. https://zakupki.kontur.ru/0874200000618000239.
2. https://zakupki.kontur.ru/0158600000318000059.
Отличие в закупках по 275-ФЗ будет отборе, процедуре оплаты. В некоторых закупках требуется лицензия ФСБ для доступа на секретные объекты.
Уточните, пожалуйста, номер закупки. Возможно вы спутали с казначейским сопровождением?
Нет, не спутал, речь идёт о тендер по строительству крупного объекта для Минобороны России, сумма контракта сами понимаете не шуточная, отсюда вопрос, при участии в аукционе или закрытом конкурсе моя компания должна предоставить банковскую гарантию (сумму средств) если мы не выиграем, сколько времени данная сумма будет блокирована? Вот именно этот вопрос меня и интересует. На торговой площадке и аукционе свои правила и сроки, но есть ли единые правила для всех (к примеру Минобороны России обязанно разблокировать счита не позднее чем через 5 рабочих дней со дня проигрыша компании аукциона) типа такого.
Расскажите нам о каких тонкостях вы хотите узнать?
Положениями ст.8 Закона 275-ФЗ предусмотрено, что головной исполнитель, исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета.
Следовательно, все исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Исключение составляют случаи, предусмотренные п.2 ч.1 ст.8.3, разрешающие списание денежных средств с отдельного счета на иные банковские счета (без открытия получателем средств отдельного счета).
Вместе с тем, согласно пп. «з» п.2 ч.1 ст.8.3 Закона 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает возможность списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более 3-х млн рублей в месяц.
Таким образом, если сумма контракта позволяет заказчику рассчитываться с исполнителем за поставленные товары и услуги, необходимые для выполнения ГОЗ в рамках установленного лимита 3 млн рублей в месяц (с учетом иных совокупных списаний по этому же основанию в календарном месяце), участники кооперации вправе применить вышеуказанную норму закона и осуществлять расчеты с отдельного на иной банковский счет (без открытия исполнителем отдельного счета).
Ранее я думал , что нет опираясь на п. 3 статьи 3 275 ФЗ.
Но позже я узнал, что головной исполнитель это не военная часть, или военный санаторий, например, а непосредственной мин-во обороны.
А я как поставщик являюсь лишь исполнителем согласно п.4 сполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем;
Как быть?...
П.3 ст. 3 275-Фз устанавливает требования к головному исполнителю, т.е. головной исполнитель в обязательном порядке должен быть юридическим лицом.
Анализируя п.4 той же статьи, приходим к выводу, что исполнителем по ГОЗ является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя. При этом отсутствует требованием о том, что исполнителем может быть только ЮЛ. Таким
образом, ИП имеет полное право быть исполнителем ГОЗ в составе кооперации головного исполнителя.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ это МИНОБРОНЫ. Я не встречал пока что контрактов у юр лиц непосредственно с МИНОБОРОНЫ, а Вы?
Следовательно если смотреть на 275-ФЗ через призму 44-ФЗ или 223-ФЗ то ЗАКАЗЧИК по 44 или 223-ФЗ в 275 -ФЗ называется ГОЛОВНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ. Т.е. головной исполнитель это юр лицо, ПОДВЕДОМСТВЕННОЕ, МИНОБОРОНЫ и заключившей с опять же с МИНОБОРОНЫ государственный контракт (пункт 6 статьи 3 275-Фз) в рамках государственного оборонного заказа, который для того же минобороны разработало Правительство РФ (смотрите п 1 статьи 3).
Итак если и дальше переводить язык 275 фз на привычный язык 44 фз то получается, что
Головной исполнитель - это Заказчик (морскике заводы, вертолетные заводы, воинские части и т.д.)
Исполнитель - это поставщик (подрядчик. исполнитель), т.е. ЮЛ, ИП или ФЛ.
Далее головоной исполнитель закупает товары работы услуги в рамках исполнения им ГОЗ у исполнителей.
Я правильно думаю или в корне неверно?
И если второй раз будет закупка 44 фз с 275 и никто не заявится, могут они закупиться у единственного поставщика без казначейского счета?
Если закупка проводится в рамках ГОЗ, то заказчик должен ее осуществлять в соответствии с нормами 275-ФЗ и 44-ФЗ.
Цикличность закупочного процесса с 01.07.2019 отменена: если закупка признана несостоявшейся, то заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика по согласованию с контролирующим органом.
Относительно казначейского сопровождения: Казначейство сопровождает средства не только по контрактам с головным исполнителем, но и по некоторым договорам субподряда и авансовым платежам.
Кроме того, согласование контракта контролирующим органом будет осуществляться в соответствии с условиями несостоявшейся закупки, а ею казначейское сопровождение контракта было предусмотрено.
Так же, вы оставляли ссылку на текущие торги, например эта https://zakupki.kontur.ru/0121100005116000036, но в ней указано, что торги прошли по 44-ФЗ.
275-ФЗ накладывает дополнительные требования на закупки по 44 и 223-ФЗ. Отдельного типа торгов по 275-ФЗ нет.
Закупка https://zakupki.kontur.ru/0121100005116000036 проводилась по 44-ФЗ и в ней есть дополнительные требования по 275-ФЗ.