Министерство финансов предлагает обязать поставщиков открывать счета в казначействе при исполнении закупки. Пока такие поправки в 44-ФЗ обсуждают, давайте разберемся, что же такое казначейское сопровождение.
Для каких закупок сопровождение уже работает?
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552. Финансовое сопровождение применяют:
- в гособоронзаказе по 275-ФЗ.
- в госзакупках с НМЦ больше 100 млн руб.
Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на отдельный счет, открытый в казначействе. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам. Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:
- Указать, кто станет его субподрядчиками.
- Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
- Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
- Указывать в платежных и расчетных документах по закупке идентификатор госконтракта.
Заказчик вносит информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Как работает казначейское сопровождение?
- У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
- В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
- На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.
Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.
Разберем подробнее схему и действия поставщика по постановлению № 1552.
Открытие счета
Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.
Основные документы для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.
Оплата работ
По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.
Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.
Целевые деньги нельзя перечислять:
- Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
- На депозиты,
- На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)
Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:
- При предоплате поставщик приносит договор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
- При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.
До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.
Полномочия казначейства
При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:
- Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
- Соблюдение предусмотренных сроков,
- Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
- Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
- Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.
На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.
Начните путь в закупках с электронной подписи
Плюсы и минусы казначейского сопровождения
Сначала о рисках:
- Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
- Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
- Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.
Попробуем найти хорошее в сопровождении:
- Сопровождение повышает открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
- Отпугнет недобросовестных конкурентов.
- Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Уточните, пожалуйста, а вот эти документы ((ТТН, счет-фактура, УПД готовили не ваши бухгалтеры?
Предоставление казначейского обеспечения (казначейского аккредитива) обязательства при казначейском сопровождении происходит по следующей схеме:
1. Государственный заказчик (ГРБС) на основании заключенного договора (соглашения) о предоставлении субсидии или государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг представляет в свой ТОФК заявление на выдачу казначейского обеспечения в размере, указанном в контракте.
2. ТОФК государственного заказчика проверяет заявление: – на наличие у организации – исполнителя по государственному контракту (соглашению) лицевого счета, открытого в ТОФК для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса; – на наличие в заявлении идентификатора государственного контракта (соглашения); – на непревышение суммы, указанной в заявлении на выдачу, над суммой операций по казначейскому обеспечению обязательств всего, с учетом ранее осуществленных по данному государственному контракту (соглашению) операций по казначейскому обеспечению обязательств; – на непревышение суммы, указанной в заявлении на выдачу, над суммой неиспользованных остатков лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом государственному заказчику (главному распорядителю средств федерального бюджета), с учетом ранее выданных казначейских обеспечений обязательств.
3. В случае успешного прохождения проверки ТОФК заказчика формирует казначейское обеспечение обязательств, направляет его в ТОФК исполнителя (головного исполнителя) и блокирует лимиты бюджетных обязательств по соответствующему бюджетному обязательству на лицевом счете заказчика на сумму казначейского обеспечения обязательств.
4. ТОФК исполнителя (головного исполнителя) информирует его о предоставленном ему казначейском обеспечении. В свою очередь, головной исполнитель может заключать договоры (контракты) с соисполнителями, если такие условия были включены в основной государственный контракт, и тогда контракты с соисполнителями также будут содержать требования о казначейском обеспечении.
5. Головной исполнитель представляет в свой ТОФК заявление на перевод казначейского обеспечения обязательств соисполнителю.
6. ТОФК исполнителя проводит проверку заявления на перевод, аналогичную проверке, указанной в п. 2.
7. В случае успешного прохождения проверки ТОФК исполнителя формирует переведенное казначейское обеспечение, направляет его в ТОФК соисполнителя и направляет копию переведенного казначейского обеспечения в ТОФК государственного заказчика для предоставления ему этой копии.
8. ТОФК соисполнителя информирует его о предоставленном ему переведенном казначейском обеспечении.
9. Соисполнитель заключает договор с поставщиком товаров, работ, услуг. Расчеты с применением казначейского обеспечения производятся в обратном порядке:
1. Поставщик предъявляет соисполнителю документы, подтверждающие факт выполненных работ, оказанных услуг, произведенную поставку.
2. Соисполнитель направляет платежный документ и документы-основания в свой ТОФК для оплаты.
3. ТОФК соисполнителя производит проверку платежных документов, предусмотренную Порядком санкционированных целевых расходов, проверку срока действия переведенного казначейского обеспечения (он должен быть актуален на момент представления платежных документов) и проверку соответствия идентификатора государственного контракта (соглашения), указанного в платежном документе, идентификатору государственного контракта (соглашения), указанному в переведенном казначейском обеспечении обязательств.
5. ТОФК головного исполнителя формирует заявление на исполнение казначейского обеспечения обязательства на сумму полученного заявления на исполнение переведенного казначейского обеспечения обязательств и направляет его в ТОФК государственного заказчика.
6. ТОФК государственного заказчика на основании сформированной им заявки на кассовый расход в пределах заблокированных лимитов бюджетных обязательств (п. 3 предоставления казначейского обеспечения) перечисляет целевые средства в сумме, указанной в заявлении на исполнение казначейского обеспечения обязательств, на лицевой счет головного исполнителя.
7. ТОФК головного исполнителя перечисляет с лицевого счета головного исполнителя на лицевой счет соисполнителю по договору в ТОФК соисполнителя, от которого поступило заявление заявление на исполнение переведенного казначейского обеспечения обязательств.
8. ТОФК соисполнителя на основании сформированного им платежного поручения осуществляет оплату целевых расходов соисполнителя.
9. Соисполнитель рассчитывается с поставщиком. Столь длинная цепочка расчетов не должна пугать ее участников, так как Порядком предусмотрены жесткие сроки прохождения всех проверок и исполнения обязательств и при условии применения электронного способа документооборота сроки исполнения не будут превышать 1 – 2 платежных дня.
О каком бланке идет речь? Вы точно по адресу?
Вы правы ошибся адресом.
Вам нужно предоставить в казначейство заявление, форма которого утверждена в приказе от 19.12.2017 № 239н. Если вы работаете с казначейским сопровождением контракта, желательно прочитать приказ целиком, это снимет другие возможные вопросы.
Ранее вы ответили : "Понятие субподряда распространяется только на выполнение работ, поэтому в вашем случае вы не можете быть субподрядчиком. Ваш контрагент (исполнитель госконтракта) и его субподрядчики, если таковые будут, откроют счета в казначействе. Вам этого делать не надо".
В каком нормативном акте есть такая норма?
Есть опасения по поводу подтверждения затрат при казначейском сопровождении по ГОЗ. Например закупит Поставщик качественный материал по средней рыночной стоимости, а казначейство решит, что надо было по минимальной стоимости закупать (не вдаваясь в подробности о качестве) и подвтердит не фактические расходы, а минимальные (т.е. разница ляжет в потери Поставщика).
Анна, а в чем вопрос?
В соответствии с ч.8, ст. 5, 459-ФЗ в рамках казначейского сопровождения контракта предусмотрена оплата за фактически поставленный товар. Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", утверждены ППРФ № 1765.
Согласно п. е, ч. 6 Правил казначейского сопровождения в случаях, предусмотренных ч. 8, ст. 5, 459-ФЗ, контрактом должно быть предусмотрено перечисление средств на оплату обязательств юридических лиц в
пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров. В подтверждение стоимости закупки материалов, в т.ч. качественных, поставщик должен предоставить документы, подтверждающие стоимость данного материала (договоры, отварные накладные и т.д.).
Форма и порядок заполнения расходной декларации, раскрывающей информацию о структуре цены, Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 30.06.2017 № 500. После ее составления декларация подписывается исполнителем, а потом согласовывается Заказчиком.
В цену в обязательном порядке включаются:
- расходы, связанные с производством отдельных видов товаров (затраты на сырье, полуфабрикаты, материалы, заработную плату производственных рабочих);
- расходы, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов (затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и другие непроизводственные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.).
Относительно объема включения тех или иных расходов рекомендуем обратится в конкретный территориальный орган Федерального казначейства России, так как методические рекомендации регулярно данным ведомством обновляются и не дают «приспособиться» исполнителям контактов к процессу формирования отчетности по ним и получению денежных средств.
Вопрос 1: Можно ли потратить сразу (например за июнь) 100 рублей ЗП основных рабочих (не разбивая их на три месяца)?
Вопрос 2: Можно ли заплатить со счета 400 рублей ЗП (т.е. больше чем в структуре цены)?
Вопрос 3: С учетом того что в структуре цены (а именно в накладных расходах) не выделяется абсолютная цифра зарплаты вспомогательных рабочих, можно ли потратить на ЗП вспомогательных всю сумму накладных расходов (в нашем случае все накладные составляют например 500 рублей)?
Порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ. регламентируется Приказом Минпромторга от 08.02.2019г. № 334. Обращаем Ваше внимание, что относительно объема включения тех или иных расходов в цену контракта, а также порядка их оплаты по конкретному контракту целесообразно обратится в конкретный территориальный орган Федерального казначейства России.
Согласно п. в ст. 8.3 №275-ФЗ денежные средства в качестве прибыли можно списывать на иные банковские счета только после исполнения контракта, однако прибыль должна быть зафиксирована сторонами в государственном контракте при его заключении. Если вы в контракте не зафиксировали сумму прибыли, то этот вопрос можно урегулировать путем подписания дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью контракта.
Обращаем Ваше внимание, что практика по применению этой нормы неоднозначна, некоторые банки, например ПАО «Сбербанк», не принимают дополнительное соглашение в качестве основания для снятия прибыли по завершенному контракту, а АО «Газпромбанк» принимает.
Мы исполнители второго уровня (подрядчики). Заключаем договора с нашими поставщиками. Насколько обязательно указывать в таких договорах ориентировочную стоимость договора и условие о плановой прибыли?
Мы поставили товар в рамках гособоронзаказа. заказчик перечислил нам уже деньги на открытый нами ЛС в казаначействе. Какие теперь документы нам надо предоставить в Казначейство, чтобы вывести деньги на свой р/c? ( если можно , подскажите какой приказ и пункт в нем, где указаны необходмые документы))Повторюсь, что товар заказчику мы поставили полностью, есть подписанный акт приема-передачи.
Вы задаете базовый вопрос, на который должен знать 100℅ ответ ваш работник под названием "главный казначей".
Дело в том, что ответ на Ваш вопрлс сильно завистт от:
- бюджетного периода вашего ГК
- условий вашего ГК
- местонахождение вашей организаци (к какомум казначейскому региону вы относитесь)