Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

Министерство финансов предлагает обязать поставщиков открывать счета в казначействе при исполнении закупки. Пока обсуждают поправки в 44-ФЗ, разберемся, что же такое казначейское сопровождение.

 

Для каких закупок сопровождение уже работает?

Финансовое сопровождение применяют в гособоронзаказе по 275-ФЗ. Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на счет, открытый в одном из уполномоченных банков. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам.

На крупные контракты с авансами, заключенные в 2016 году, действуют правила казначейского сопровождения из постановления правительства от 04.02.2016 № 70.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552. Кроме отдельных случаев, которые устанавливает правительство, казначейское сопровождение сейчас распространяется только на закупки с авансами:

  • если НМЦ больше 100 млн. руб.,
  • если на аванс нет обеспечения,
  • на субконтракты с авансами в рамках контракта с генподрядчиком.

Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:

  • Указать, кто станет его субподрядчиками.
  • Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
  • Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.). — Указывать в платежных и расчетных документах по закупке идентификатор госконтракта.

Если законопроект примут, то заказчик будет вносить информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.

Как работает казначейское сопровождение?

  1. У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
  2. В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
  3. На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.

Разберем подробнее схему и действия поставщика по постановлению № 1552.

Открытие счета

Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.

Основные до­кументы­ для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.

Оплата работ

По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.

Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.

Целевые деньги нельзя перечислять:

  • Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
  • На депозиты,
  • На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:

  • При предоплате поставщик приносит до­говор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
  • При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.

До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.

Полномочия казначейства

При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:

  • Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
  • Соблюдение предусмотренных сроков,
  • Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
  • Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
  • Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.

На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Сначала о рисках:

  • Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
  • Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
  • Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

Попробуем найти хорошее в сопровождении:

  • Повысит открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
  • Отпугнет недобросовестных конкурентов.
  • Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.

Законопроект входит в дорожную карту мероприятий «по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению». Но пока в его тексте четко не сказано, на какие закупки будет распространяться сопровождение. Возможно, новые правила будут действовать только на крупные контракты с авансом, на стратегически важные закупки или на контракты с единственным поставщиком.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
59 комментариев
Оксана 17 января, 09:16
Добрый день!
Где взять форму о том, чтобы внести данные о субподрядчике, которому нужно перевести средства?
Анна Тресвятская 17 января, 09:28
Оксана, добрый день! Заказчик не предоставил в документах закупки?
Евгений 24 января, 12:12
Сомнительные плюсы. Как открытость и прозрачность повлияет на качество работ/услуг? Какие меры будут приниматься при уличении в нецелевом расходовании средств? Каким образом это отпугнет недобросовестных конкурентов? Кого вообще можно назвать на сегодня "недобросоветсным конкурентом" ? Это аффилированные лица с заказчиком, практически всегда на 100 %. Приведите примеры, когда поставщику не выплачивались деньги за выполненные работы/услуги? Говорю со стороны поставщика. Автор статьи, алле, Вы про какую страну пишите сейчас?
Анна Тресвятская 29 января, 13:40
Евгений, здравствуйте! Я считаю, что дополнительное звено между заказчиком и поставщиком для получения денег - преграда для входа в госзакупки, это снизит количество участников и плохо скажется на конкуренции. Но что касается недобросовестных участников, то контроль за расходами заказчиков поможет избежать таких ситуаций, когда поставщик участвует в закупке от лица "однодневки" на подставное лицо, берет банковскую гарантию под аванс, получает его и больше его никто не видит. При казначейском сопровождении он получит деньги только под свои потребности (например, на зарплату) или по акту-приемке выполненных работ. Посмотрим, что будет сказано в конкретном нормативном акте, который будет регулировать казначейское сопровождение.
Константин 26 февраля, 21:19
Добрый день.
Покупатель нашей продукции сообщает нам, что он покупает продукцию для выполнения госконтракта, и в этой связи он может работать с нами только в рамках госконтракта с обязательным казначейским сопровождением. Но мы не являемся стороной по госконтракту.
В этом случае, при заключении нами договора с покупателем, мы становимся субподрядчиками? Т.е. нам также будет необходимо открывать счета в Казначействе? Как мы затем можем получить и потратить денежные средства за поставленную нами покупателю продукцию?
Анна Тресвятская 27 февраля, 09:39
Константин, добрый день!
Понятие субподряда распространяется только на выполнение работ, поэтому в вашем случае вы не можете быть субподрядчиком. Ваш контрагент (исполнитель госконтракта) и его субподрядчики, если таковые будут, откроют счета в казначействе. Вам этого делать не надо.
Вы заключаете прямой договор с исполнителем контракта и дальше сотрудничаете с ним по любому из двух сценариям:
1. Исполнитель госконтракта будет платить напрямую вам за поставленные товары на основании вашего с ним договора.
2. Вы выставляете счет на основании заключенного договора и казначейство его оплачивает вам напрямую из средств аванса госконтракта.
М.И.Лохнина 5 марта, 14:31
Как мы правильно поняли, аванс, перечисленный по ГОЗ в казначейство, не может быть потрачен без предоставления фактически произведенных трат, т.е грубо говоря, появляется тот же самый внебюджет: сначала купите за свои деньги. а потом мы Вам их отдадим!?
Анна Тресвятская 7 марта, 09:28
Добрый день! Нет, вы можете предоставить счет от субподрядчика и казначейство после проверки переведет деньги на ваш счет в казначесйстве. Другой вариант - вы платите сами, а потом казначейство после проверки переведет деньги на ваш счет в банке.
Павел Архипов 16 марта, 10:17
Анна, добрый день.
Ранее вы ответили : "Понятие субподряда распространяется только на выполнение работ, поэтому в вашем случае вы не можете быть субподрядчиком. Ваш контрагент (исполнитель госконтракта) и его субподрядчики, если таковые будут, откроют счета в казначействе. Вам этого делать не надо".
В каком нормативном акте есть такая норма?
Анна Тресвятская 19 марта, 14:25
Я опираюсь на постановление правительства РФ от 30.12.2016 N 1552, которое разрешает юрлицам, заключившим договоры с исполнителем госконтракта, пользоваться своими счетами в банках. Вот ссылочка на выдержку из постановления: http://joxi.ru/5mdWgl9Ikxv38r. На всякий случай, уточните, пожалуйста:
1. У вас именно казначейское сопровождение (не банковское?)
2. Номер закупки (если ваш контрагент его может назвать)
Маргарита 19 марта, 16:25
У нас казначейское сопровождение!
Павел Архипов 19 марта, 18:24
Сердечно благодарю за внимание.
Казначейское сопровождение прописано в контракте.
Так же согласно статьи 5 (ФЗ бюджета 2017) и статьи 6 (ФЗ бюджета 2018) четко написано:
"2. Установить, что казначейскому сопровождению подлежат: ....2)авансовые платежи по госконтрактам....заключаемым на сумму более 100 тыс руб, ..а также по договорам о поставке товаров, заключаемыми исполнителями и исполнителями указанных госконтрактов"

Т.е. в сухом остатке - по всей цепочке поставок (до сумм 100 тыр) нужно казначейское сопровождение - открытие счетов и по каждому платежу полное обоснование платежа (у нас даже с приложениями фотоматериалов, подтверждающих поставку).
Оч разумно, однако - все поставщики разбегутся, ибо только открытие счета занимает почти два месяца... нет человека нет проблемы
Павел Архипов 19 марта, 18:26
... ошибся: "исполнителями и соисполнителями".
Павел Архипов 19 марта, 18:33
а насчет выдержки, что Вы прислали, там несколько слов не хватает в начале:
"...Денежные средства, получаемые Поставщиком на осуществление расчетов в ходе исполнения Контракта, включая авансовые платежи, запрещается перечислять:
...На счета, открытые в банках юридическим лицам, заключившим с юридическим лицом – получателем субсидии (бюджетных инвестиций) договоры в рамках исполнения соглашений, условиями которых предусмотрены авансовые платежи, за исключением договоров:
- заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электрической энергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды, а также в целях осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
- заключаемых с федеральными бюджетными или автономными учреждениями."

Так видим смысл с точностью наоборот, как и все о чем говорится в СМИ.
Успехов и все ж жить по Правде (на Том свете придется за такие вещи ответить в первую очередь).
Кост 19 марта, 18:10
Полный бред, эта система коррумпирована 100%, до тех пор пока не будет электронного документооборота.
Александр 25 мая, 10:58
А если без аванса, тогда требуется открывать счет в Казначействе. Т.е . оплата продукции по факту поставки Заказчику
Сергей 29 мая, 14:04
Добрый день! Не могу понять до конца: У нас есть гос контракт, выполнять его будет субподрядчик, аванса нет, деньги наши. Нам надо этого субподрядчика прописывать в гос .контракте? Если субподряд не будет оговорен в контракте как нам получиь деньги с казначейства потом?
Павел 29 мая, 14:53
В законодательстве по казначейскому сопровождению нет требований прописывать суббодрядчиков. эта норма действует привыполненнии целевых НИОКр для получения льготы по НДС и прибыли.
Павел 29 мая, 14:57
Казначейское сопровождение предусматривает акцептование Любого платежа, в не зависимости от того аванс это или нет. Даже когда вы за свои средства произведете работы и принесете документы на раскрытие счета с вас потребуют все обосновывающие материалы, включая фото и видеофиксацию совершенных событий. Плюс в зависимости от жопизны казначейства (особенно любимые северзапад и ебирг) назначается выездная проверка по типу налоговой и счетной..
Павел 29 мая, 15:03
настоятельно советую прочитать Самому: ФЗ о бюджете на соотв год, Совместные решения ЦБ и Минфина на соотв бюджетный период по процедуре. совершения сопровождения Это позволит вам уже при открытии счета прояснить ситуацию, ибо после того как вы его откроете на вопросы будет либо тишина, либо сивый бред отсебячины. в РФ спецов по казначейскому сопровождению нет и все участся по ходу...за ваш счет.
также имейте в виду, что если у вас предусмотрены наличные выплаты ЗП, то это тоже делает казначейство.
Сергей 29 мая, 15:12
Спасибо за ответ!
айлана монгуш 1 июня, 06:20
если подрядчик хочет с аванса закупить материал, что нужно предоставить в казначейство?
Анна Тресвятская 1 июня, 11:28
Добрый день, Айлана!

Вам нужно предоставить в казначейство заявление, форма которого утверждена в приказе от 19.12.2017 № 239н. Если вы работаете с казначейским сопровождением контракта, желательно прочитать приказ целиком, это снимет другие возможные вопросы.
Павел 1 июня, 11:54
Для начала нужно чтобы у подрядчика тоже был отурыт счет в казначействе по его месту приписк по вашему госконтракту и если он собирается что-то у кого-то покупать, то у етого кого-то тоже должен быть такой же счет и тд по цепочке до 100 тыс руб
Анна Тресвятская 1 июня, 11:57
Я предполагала, что такой счёт уже был открыт на этапе заключения гос контракта.
Павел 1 июня, 12:46
По опыту счет открывается только головным исполнителем при подписании госконтр для указания реквизитов авансирования. Далее на усмотрение исполнителя, либо он все делает за свой счет, но аванс может раскрыть только на зп , либо все его субконтрактеры тоже открывают счкта
Павел 1 июня, 12:53
Опять же никто из подрядчикоа не сможет открыть счета в казначействе пока аванс не получил бюджетное подтверждение на соотв бюджетный период.
Павел 1 июня, 11:54
Заявление дело десятое
Елена 20 июня, 22:31
Добрый день!
Мы поставили товар в рамках гособоронзаказа. заказчик перечислил нам уже деньги на открытый нами ЛС в казаначействе. Какие теперь документы нам надо предоставить в Казначейство, чтобы вывести деньги на свой р/c? ( если можно , подскажите какой приказ и пункт в нем, где указаны необходмые документы))Повторюсь, что товар заказчику мы поставили полностью, есть подписанный акт приема-передачи.
Павел 20 июня, 23:21
О, любители халявы..
Вы задаете базовый вопрос, на который должен знать 100℅ ответ ваш работник под названием "главный казначей".
Дело в том, что ответ на Ваш вопрлс сильно завистт от:
- бюджетного периода вашего ГК
- условий вашего ГК
- местонахождение вашей организаци (к какомум казначейскому региону вы относитесь)
Павел 20 июня, 23:22
К примеру:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71831240/
Павел 20 июня, 23:27
Но вообще, в правилах, совместных письмах и приказах на соотв бюджетный период, вывешеных (по закону) на главной странице сайта вашего казначейства все написано.
Нужно написать заявление и приложить документы согласно указанному пересню. Все просто.
Елена 21 июня, 18:32
Контракт заключен в 2018г, в условиях не прописано какие доки надо предоставлять. Юр.. адрес оргвнизации-респ. Адыгея. Наш главный казначей сам толком не знает, они с таким еще не сталкивались
Павел 22 июня, 00:42
Да, не завидую.
Здесь вся инфп:
http://mo.roskazna.ru/dokumenty/kaznacheyskoe-soprovozhdenie/provedenie-platezhey-s-litsevogo-scheta/

Никто вам бп консультацию по Основному вопросу не даст. Здесь все сделано так, чтб не дать денегг или чтб вы за ними побегали...включая требование фото и вмдеофиксации сделанных работ и выездные инспекции..
Павел 22 июня, 00:44
И это работа Главного казначея. Не знает - гоните в шею и берите нового, иначе можете потерять много денег, если с первого раза что-то укажете лишнего...это как в прокуратуру
Михаил 2 июля, 20:22
Как получить деньги за свои услуги от казначейского счёта ? И нужно ли открывать ИП с НДС или без НДС ??? Какие документы должны быть у мня ?
Анна Тресвятская 3 июля, 08:36
Михаил, добрый день!

1. Уточните, пожалуйста, вы уже исполняете контракт или только собираетесь участвовать?
2. Работать с НДС или нет - все-таки решать вам, это вопрос налоговой нагрузки. Ограничений для участников закупок по системе налогообложения в 44-ФЗ нет. Неприятный нюанс в том, что некоторые заказчики автоматом выделяют НДС в цене выигранного контракта, несмотря на то, что победитель работает на УСН. Если будете работать на ОСН с НДС, такой проблемы не будет.
3. О документах на каком этапе идет речь?
Анна 13 июля, 11:05
Добрый день. Подскажите пожалуйста, мы являемся исполнителями по госконтракту (ремонт автомобилей), при подготовке пакета документов, возникли проблемы:
У нас нет субподрядчика, но есть магазины при покупке запчастей, они все разные и города при закупке запчастей тоже разные. Теперь казначево просит предоставить договора со всеми магазинами либо что бы у этих магазинов были также открыты счета в казначеве (хотя они не являются субподрядчиками). И естественно нет ни одного ни другого. Подскажите как быть в такой ситуации?
Павел 16 июля, 18:53
Единственный вариант, как и у всех - выполнить работы за свой счет и предьявить в казначейство документы на оаскрытие счета (не аванса)...но здесь нужны будут подписанные с Заказчиком документы о приемке работ согласно ГК..из аванса по опыту закупку без казначейских счетов у подрядчиков произвести нельзя.
Ирина 19 июля, 18:28
Добрый вечер! Пршу прощенье наверное за самый глупый здесь вопрос
наш заказчик является держателем гос контракта на поставку консерв, мы являемся субподрячиком, открываем лицевой счет, правильно ли мы понимаем что это -"лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса"
СПАСИБО
Анна Тресвятская 20 июля, 16:33
Добрый день!

Все в порядке, разберетесь со временем) Да, вы не являетесь бюджетным учреждением, поэтому вы неучастник бюджетного процесса.
Ирина 19 июля, 18:33
И правильно ли мы понимаем, что держатель ГК- наш заказчик должен внести наши данные в некий сводный реестр?
Павел 23 июля, 14:51
Вообще в законодательстве описано, что держатель ГК открывает счета для своих СуП, т.е. это происходит исключительно для конкретного ГК с идентификационными соответств признаками
Павел 23 июля, 14:54
"Реестр" про который вы спрашиваете - скорее всего имеется в виду реестр поставщиков где по цепочке не платится НДС, но это для случаев НИОКР или других, оговоренных в ГК случаев. ГК должен быть для вас открытым...да вы и сами можете его посмотреть в контуре ГК
Ирина 24 июля, 15:25
Большое спасибо!
Карина 10 августа, 13:07
Добрый день! Подскажите пожалуйста у меня госзаказ по казначейскому счету в каком случае не обязательно заключать договор? И можно закупить нужный матерись по счёту? Только по постоплате?
Павел 10 августа, 14:33
Можно. В суммах до 100 тыр
Павел 10 августа, 14:35
Но скорее всего при предьявлении в казначейчтва потребуется акт сверки
Кристина 10 августа, 14:42
Ещё раз правильно понимаю закупаю по счёту материалы по госзаказу по условиям счета должна быть 100 постоплата и счёт должен быть до 100 тысяч рублей?
Павел 10 августа, 16:10
Могу лишь на эио сказать, что в законе требование открытия лицсчета в казначействе предусмотрено при договорных отношенмях свыше 100 тыр. Все осталтное - ваши отношения с казначейством..и без договора вам могу всю душу выесть. Стаедартеый совет - узнавпйте усе у вашего вкдущего в казначействе, это много муторнке, но надежнее. Закое тут что дышло....
Вероника 13 августа, 16:07
Добрый день, может кто-то может оказать консультационные услуги по казначейскому сопровождению контрактов?
Павел 13 августа, 16:51
Какое отделение казначейства у вас?
Вероника 13 августа, 16:54
Москва
Павел 13 августа, 17:11
Parkhupov@yahio.com
Архипов Павел
Есть в инете кто.
Павел 13 августа, 17:13
Parkhipov в ахе
Инна Шипилова 6 сентября, 14:32
Делают все что бы в тендерах невозможно было участвовать и получать прибыль....Ничего в 275-ФЗ нет хорошего ка и в казначейском сопровождении по сути это одно и тоже. Деньги как не платили недобросовестные поставщики так и не платят и никакие обращение в Минобороны не помогли - они только руками разводят - где же деньги от головного подрядчика?) Очередная чепуха.
Кашаева Елена 6 сентября, 16:18
добрый день, у нас ГК по оборонке, ремонт автомобилей. Выше прочитала Ваш ответ:"Единственный вариант, как и у всех - выполнить работы за свой счет и предьявить в казначейство документы на оаскрытие счета (не аванса)...но здесь нужны будут подписанные с Заказчиком документы о приемке работ согласно ГК.." ЗНАЧИТ я могу предоставить в казначейство АКТ выполненных работ где одной строкой написано Текущий ремонт автомобиля гос №... с подписью и печатью Заказчика , а такте в акте прописано, что ремонт выполнен собственными силами. То казначейство возместит мне на расчетный счет сумму по акту??
Кашаева Елена 6 сентября, 16:20
Лицевой счет в Казначействе открыт
Павел 6 сентября, 23:43
Да,. Только нужно Правильно оформить заявление на перевод.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках