Пришло время разобрать статьи закона о контрактной службе заказчика, комиссии по закупкам и экспертах для приемки товаров.
Контрактная служба
Создавать заказчику контрактную службу или нет, зависит от его совокупного годового объема закупок:
- если > 100 млн руб., иметь контрактную службу обязательно;
- если < 100 млн руб., можно обойтись контрактным управляющим.
Контрактная служба разрабатывает и утверждает собственное положение о работе на основании типового положения Минэкономразвития. Работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Чем занимается контрактная служба:
- разрабатывает и публикует в ЕИС план-график закупок, подготавливает его изменения;
- подготавливает, размещает в ЕИС извещения, документацию, проекты контрактов, приглашения на участие в закрытых закупках;
- проводит закупки и заключает контракты;
- участвует в заседаниях ФАС, в арбитражных делах об обжаловании результатов закупки, готовит материалы для претензионно-исковой работы;
- организует консультации с поставщиками на стадии планирования закупки, участвует в них, чтобы определить конкурентную среду, лучшие технологии и решения для госнужд;
- выполняет некоторые другие функции, предусмотренные 44-ФЗ.
Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.
Комиссия по закупкам
Заказчик создает комиссию во всех видах тендеров, кроме закупок у единственного поставщика. В состав комиссии заказчик включает сотрудников:
- прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок;
- обладающих специальными знаниями по объекту закупки.
Заменить члена комиссии можно только по решению заказчика, который инициировал ее создание. В комиссии должно быть не менее трех человек.
До начала закупки определяют состав и порядок работы комиссии, назначают ее председателя. Комиссия начинает работу, если на заседание пришло не менее 50% ее состава. Председатель должен своевременно уведомить членов комиссии о месте, дате и времени заседания. Члены комиссии могут голосовать по видеосвязи, если соблюдают гостайну, но не должны делегировать полномочия иным лицам.
В составе комиссии не могут быть люди, которые:
- были экспертами по оценке извещения и документации о закупке, заявок на участие в конкурсе;
- состоят в штате организаций поставщиков или подали заявку на участие в закупке;
- лично заинтересованы в исходе определения поставщика;
- могут повлиять на ход закупки (например, кредиторы поставщиков, акционеры или члены органов управления организаций поставщиков);
- осуществляют контроль в сфере закупок и являются должностным лицом контрольного органа.
Если в составе комиссии заказчик обнаружит таких людей, их заменяют другими, которые не заинтересованы в результатах закупки и на которых не способны оказывать влияние.
На некоторые закупки действуют свои правила создания комиссии. Так, не менее половины комиссии должны быть представителями творческих профессий в соответствующей области, если проводят конкурс:
- на создание произведений литературы или искусства, другого результата интеллектуальной деятельности;
- на финансирование проката или показа национальных фильмов.
Особенности создания комиссии для закупок специализированного депозитария и доверительного управления пенсионными накоплениями установлены в статье 19 111-ФЗ.
Если комиссия нарушила требования 44-ФЗ, участник закупки может обжаловать ее действия, а ФАС отменит некорректное решение.
Специализированная организация
К подготовке и проведению закупки заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Она берет на себя отдельные задачи по:
- определению поставщика;
- разработке документации;
- размещению в ЕИС и на торговой площадке необходимой информации и документов;
- направлению приглашений участникам закрытых закупок;
- выполнению иных функций, которые связаны с закупкой.
Не все задачи можно делегировать специализированной организации. Лишь заказчик может:
- создавать комиссию по закупкам;
- определять НМЦК, предмет и иные существенные условия контракта;
- утверждать проект контракта и документацию закупки;
- подписывать контракт.
Специализированная организация действует от имени заказчика. Он несет ответственность за работу организации, в т. ч. за ущерб, причиненный поставщикам. Специализированная организация не может быть участником закупки.
Эксперты и экспертные организации
Для приемки ТРУ заказчики привлекают экспертов или экспертные организации (далее — эксперты). Экспертами не могут быть:
- сотрудники или должностные лица, которые работали на стороне заказчика в течение двух лет до даты проведения экспертизы;
- заинтересованные в заключении контракта;
- близкие родственники, супруг / супруга заказчика или поставщика;
- должностные лица или работники поставщика;
- члены комиссии по закупкам, руководители контрактной службы, контрактные управляющие;
- юрлица, в которых заказчик или поставщик распоряжаются > 25% общего количества голосов, голосующих акций, либо 20% вкладов, долей уставного или складочного капитала;
- лица, на решение которых могут повлиять заказчик или поставщик.
Эксперты имеют право запрашивать у заказчика или поставщика дополнительные материалы, относящиеся к закупке. Если для проведения экспертизы необходимы исследования или испытания, требующие аккредитацию, наличие лицензии или членство в СРО, то эксперты должны их иметь. 275-ФЗ предъявляет дополнительные требования к экспертам для приемки закупок по гособоронзаказу.
Эксперты письменно подтверждают, что имеют право участвовать в проведении экспертизы. В противном случае заказчик должен привлечь к проведению экспертизы другого эксперта или организацию.
Если эксперт предоставляет недостоверные, заведомо ложные результаты экспертизы или не выполняет требования, которые к нему предъявляют, он несет за это ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Результаты экспертизы оформляют в виде заключения. Его подписывает эксперт или уполномоченный представитель экспертной организации.
Заключение должно быть:
- объективным,
- обоснованным,
- соответствующим российскому законодательству.
Статьи цикла
- 44-ФЗ простым языком. Часть 1. Основные принципы госзакупок
- 44-ФЗ простым языком. Часть 2. Способы отбора поставщика и требования к участникам
- 44-ФЗ простым языком. Часть 3. Описание закупки и отбор поставщика
- 44-ФЗ простым языком. Часть 4. Банковское сопровождение, демпинг и отмена закупки
- 44-ФЗ простым языком. Часть 6. Извещение о закупке и заявка на участие
- 44-ФЗ простым языком. Часть 7. Обеспечение заявки, спецсчет и независимая гарантия
- 44-ФЗ простым языком. Часть 8. Электронный конкурс
- 44-ФЗ простым языком. Часть 9. Электронный аукцион
- 44-ФЗ простым языком. Часть 10. Электронный запрос котировок
- 44-ФЗ простым языком. Часть 11. Заключение контракта и несостоявшиеся закупки
- 44-ФЗ простым языком. Часть 12. Закрытые конкурсы
- 44-ФЗ простым языком. Часть 13. Закрытые аукционы