44‑ФЗ простым языком. Часть 5. Контрактная служба и комиссия по закупкам

10 января 2024 27 804 7

Пришло время разобрать статьи закона о контрактной службе заказчика, комиссии по закупкам и экспертах для приемки товаров.

Контрактная служба

Создавать заказчику контрактную службу или нет, зависит от его совокупного годового объема закупок:

  • если > 100 млн руб., иметь контрактную службу обязательно;
  • если < 100 млн руб., можно обойтись контрактным управляющим.

Контрактная служба разрабатывает и утверждает собственное положение о работе на основании типового положения Минэкономразвития. Работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Чем занимается контрактная служба:

  • разрабатывает и публикует в ЕИС план-график закупок, подготавливает его изменения;
  • подготавливает, размещает в ЕИС извещения, документацию, проекты контрактов, приглашения на участие в закрытых закупках;
  • проводит закупки и заключает контракты;
  • участвует в заседаниях ФАС, в арбитражных делах об обжаловании результатов закупки, готовит материалы для претензионно-исковой работы;
  • организует консультации с поставщиками на стадии планирования закупки, участвует в них, чтобы определить конкурентную среду, лучшие технологии и решения для госнужд;
  • выполняет некоторые другие функции, предусмотренные 44-ФЗ.

torgi

Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Комиссия по закупкам

Заказчик создает комиссию во всех видах тендеров, кроме закупок у единственного поставщика. В состав комиссии заказчик включает сотрудников:

  • прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок;
  • обладающих специальными знаниями по объекту закупки.

Заменить члена комиссии можно только по решению заказчика, который инициировал ее создание. В комиссии должно быть не менее трех человек.

До начала закупки определяют состав и порядок работы комиссии, назначают ее председателя. Комиссия начинает работу, если на заседание пришло не менее 50% ее состава. Председатель должен своевременно уведомить членов комиссии о месте, дате и времени заседания. Члены комиссии могут голосовать по видеосвязи, если соблюдают гостайну, но не должны делегировать полномочия иным лицам.

В составе комиссии не могут быть люди, которые:

  • были экспертами по оценке извещения и документации о закупке, заявок на участие в конкурсе;
  • состоят в штате организаций поставщиков или подали заявку на участие в закупке;
  • лично заинтересованы в исходе определения поставщика;
  • могут повлиять на ход закупки (например, кредиторы поставщиков, акционеры или члены органов управления организаций поставщиков);
  • осуществляют контроль в сфере закупок и являются должностным лицом контрольного органа.

Если в составе комиссии заказчик обнаружит таких людей, их заменяют другими, которые не заинтересованы в результатах закупки и на которых не способны оказывать влияние.

На некоторые закупки действуют свои правила создания комиссии. Так, не менее половины комиссии должны быть представителями творческих профессий в соответствующей области, если проводят конкурс:

  • на создание произведений литературы или искусства, другого результата интеллектуальной деятельности;
  • на финансирование проката или показа национальных фильмов.

Особенности создания комиссии для закупок специализированного депозитария и доверительного управления пенсионными накоплениями установлены в статье 19 111-ФЗ.

Если комиссия нарушила требования 44-ФЗ, участник закупки может обжаловать ее действия, а ФАС отменит некорректное решение.

Специализированная организация

К подготовке и проведению закупки заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Она берет на себя отдельные задачи по:

  • определению поставщика;
  • разработке документации;
  • размещению в ЕИС и на торговой площадке необходимой информации и документов;
  • направлению приглашений участникам закрытых закупок;
  • выполнению иных функций, которые связаны с закупкой.

Не все задачи можно делегировать специализированной организации. Лишь заказчик может:

  • создавать комиссию по закупкам;
  • определять НМЦК, предмет и иные существенные условия контракта;
  • утверждать проект контракта и документацию закупки;
  • подписывать контракт.

Специализированная организация действует от имени заказчика. Он несет ответственность за работу организации, в т. ч. за ущерб, причиненный поставщикам. Специализированная организация не может быть участником закупки.

Эксперты и экспертные организации

Для приемки ТРУ заказчики привлекают экспертов или экспертные организации (далее — эксперты). Экспертами не могут быть:

  • сотрудники или должностные лица, которые работали на стороне заказчика в течение двух лет до даты проведения экспертизы;
  • заинтересованные в заключении контракта;
  • близкие родственники, супруг / супруга заказчика или поставщика;
  • должностные лица или работники поставщика;
  • члены комиссии по закупкам, руководители контрактной службы, контрактные управляющие;
  • юрлица, в которых заказчик или поставщик распоряжаются > 25% общего количества голосов, голосующих акций, либо 20% вкладов, долей уставного или складочного капитала;
  • лица, на решение которых могут повлиять заказчик или поставщик.

Эксперты имеют право запрашивать у заказчика или поставщика дополнительные материалы, относящиеся к закупке. Если для проведения экспертизы необходимы исследования или испытания, требующие аккредитацию, наличие лицензии или членство в СРО, то эксперты должны их иметь. 275-ФЗ предъявляет дополнительные требования к экспертам для приемки закупок по гособоронзаказу.

Эксперты письменно подтверждают, что имеют право участвовать в проведении экспертизы. В противном случае заказчик должен привлечь к проведению экспертизы другого эксперта или организацию.

Если эксперт предоставляет недостоверные, заведомо ложные результаты экспертизы или не выполняет требования, которые к нему предъявляют, он несет за это ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Результаты экспертизы оформляют в виде заключения. Его подписывает эксперт или уполномоченный представитель экспертной организации.

Заключение должно быть:

  • объективным,
  • обоснованным,
  • соответствующим российскому законодательству.

Статьи цикла

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Другие статьи

Все статьи
7 комментариев
М
А
И
Д
Это просто супер статьи приятно читать, Анна вы волшебница!
Спасибо за вашу работу!
М
Спасибо ОГРОМНОЕ!