44‑ФЗ простым языком. Часть 5. Контрактная служба и комиссия по закупкам

Обновлено 10 января 2024 32 422 7

Пришло время разобрать статьи закона о контрактной службе заказчика, комиссии по закупкам и экспертах для приемки товаров.

Контрактная служба

Создавать заказчику контрактную службу или нет, зависит от его совокупного годового объема закупок:

  • если > 100 млн руб., иметь контрактную службу обязательно;
  • если < 100 млн руб., можно обойтись контрактным управляющим.

Контрактная служба разрабатывает и утверждает собственное положение о работе на основании типового положения Минэкономразвития. Работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Чем занимается контрактная служба:

  • разрабатывает и публикует в ЕИС план-график закупок, подготавливает его изменения;
  • подготавливает, размещает в ЕИС извещения, документацию, проекты контрактов, приглашения на участие в закрытых закупках;
  • проводит закупки и заключает контракты;
  • участвует в заседаниях ФАС, в арбитражных делах об обжаловании результатов закупки, готовит материалы для претензионно-исковой работы;
  • организует консультации с поставщиками на стадии планирования закупки, участвует в них, чтобы определить конкурентную среду, лучшие технологии и решения для госнужд;
  • выполняет некоторые другие функции, предусмотренные 44-ФЗ.

Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Комиссия по закупкам

Заказчик создает комиссию во всех видах тендеров, кроме закупок у единственного поставщика. В состав комиссии заказчик включает сотрудников:

  • прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок;
  • обладающих специальными знаниями по объекту закупки.

Заменить члена комиссии можно только по решению заказчика, который инициировал ее создание. В комиссии должно быть не менее трех человек.

До начала закупки определяют состав и порядок работы комиссии, назначают ее председателя. Комиссия начинает работу, если на заседание пришло не менее 50% ее состава. Председатель должен своевременно уведомить членов комиссии о месте, дате и времени заседания. Члены комиссии могут голосовать по видеосвязи, если соблюдают гостайну, но не должны делегировать полномочия иным лицам.

В составе комиссии не могут быть люди, которые:

  • были экспертами по оценке извещения и документации о закупке, заявок на участие в конкурсе;
  • состоят в штате организаций поставщиков или подали заявку на участие в закупке;
  • лично заинтересованы в исходе определения поставщика;
  • могут повлиять на ход закупки (например, кредиторы поставщиков, акционеры или члены органов управления организаций поставщиков);
  • осуществляют контроль в сфере закупок и являются должностным лицом контрольного органа.

Если в составе комиссии заказчик обнаружит таких людей, их заменяют другими, которые не заинтересованы в результатах закупки и на которых не способны оказывать влияние.

На некоторые закупки действуют свои правила создания комиссии. Так, не менее половины комиссии должны быть представителями творческих профессий в соответствующей области, если проводят конкурс:

  • на создание произведений литературы или искусства, другого результата интеллектуальной деятельности;
  • на финансирование проката или показа национальных фильмов.

Особенности создания комиссии для закупок специализированного депозитария и доверительного управления пенсионными накоплениями установлены в статье 19 111-ФЗ.

Если комиссия нарушила требования 44-ФЗ, участник закупки может обжаловать ее действия, а ФАС отменит некорректное решение.

Специализированная организация

К подготовке и проведению закупки заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Она берет на себя отдельные задачи по:

  • определению поставщика;
  • разработке документации;
  • размещению в ЕИС и на торговой площадке необходимой информации и документов;
  • направлению приглашений участникам закрытых закупок;
  • выполнению иных функций, которые связаны с закупкой.

Не все задачи можно делегировать специализированной организации. Лишь заказчик может:

  • создавать комиссию по закупкам;
  • определять НМЦК, предмет и иные существенные условия контракта;
  • утверждать проект контракта и документацию закупки;
  • подписывать контракт.

Специализированная организация действует от имени заказчика. Он несет ответственность за работу организации, в т. ч. за ущерб, причиненный поставщикам. Специализированная организация не может быть участником закупки.

Эксперты и экспертные организации

Для приемки ТРУ заказчики привлекают экспертов или экспертные организации (далее — эксперты). Экспертами не могут быть:

  • сотрудники или должностные лица, которые работали на стороне заказчика в течение двух лет до даты проведения экспертизы;
  • заинтересованные в заключении контракта;
  • близкие родственники, супруг / супруга заказчика или поставщика;
  • должностные лица или работники поставщика;
  • члены комиссии по закупкам, руководители контрактной службы, контрактные управляющие;
  • юрлица, в которых заказчик или поставщик распоряжаются > 25% общего количества голосов, голосующих акций, либо 20% вкладов, долей уставного или складочного капитала;
  • лица, на решение которых могут повлиять заказчик или поставщик.

Эксперты имеют право запрашивать у заказчика или поставщика дополнительные материалы, относящиеся к закупке. Если для проведения экспертизы необходимы исследования или испытания, требующие аккредитацию, наличие лицензии или членство в СРО, то эксперты должны их иметь. 275-ФЗ предъявляет дополнительные требования к экспертам для приемки закупок по гособоронзаказу.

Эксперты письменно подтверждают, что имеют право участвовать в проведении экспертизы. В противном случае заказчик должен привлечь к проведению экспертизы другого эксперта или организацию.

Если эксперт предоставляет недостоверные, заведомо ложные результаты экспертизы или не выполняет требования, которые к нему предъявляют, он несет за это ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Результаты экспертизы оформляют в виде заключения. Его подписывает эксперт или уполномоченный представитель экспертной организации.

Заключение должно быть:

  • объективным,
  • обоснованным,
  • соответствующим российскому законодательству.

Статьи цикла

Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
7 комментариев
М
Спасибо ОГРОМНОЕ!
Спасибо за вашу работу!
Д
Это просто супер статьи приятно читать, Анна вы волшебница!
Согласен
А
Очень интересная статья
М
Спасибо!
И
Анна Вы молодец. Спасибо всему коллективу успехов Вам.