Госзакупки делят по способу отбора поставщика. Заказчик может провести электронный конкурс, аукцион или запрос котировок. У каждого из трех видов тендеров своя специфика. В этой статье разберемся с конкурсом.
Электронный конкурс
Электронный конкурс — это закупка, в которой участников оценивают по заранее заданным параметрам. Если в аукционе и запросе котировок заказчик выбирает поставщика по цене, то в конкурсе решающую роль может сыграть, например, опыт исполнения похожих контрактов. Победителем конкурса признают участника с наилучшими условиями.
Если конкурс открытый, то количество претендентов на контракт не ограничено, и к ним предъявляют единые требования из извещения. Для проведения закрытого конкурса заказчик сам выбирает поставщиков, например, с нужной квалификацией, и рассылает им приглашения на участие.
Извещение о конкурсе
Открытый электронный конкурс начинается с размещения в ЕИС извещения. Заказчик объявляет о начале закупки за 15 дней до окончания подачи заявок и указывает в документации всю необходимую информацию.
Извещение о конкурсе среди прочего включает:
- критерии оценивания заявок,
- величины значимости этих критериев,
- даты окончания рассмотрения и оценки частей заявок,
- сроки подачи ценовых предложений.
Заказчик вправе внести изменения в извещение, но не может скорректировать наименование объекта закупки и увеличить размер обеспечения заявок. Изменить извещение можно не позднее одного рабочего дня до окончания срока подачи заявок. При корректировке срок продлевают так, чтобы до его окончания оставалось 10 дней.
Рекомендуем внимательно изучать документацию закупки и, если возникают вопросы, направлять заказчику запрос на разъяснение. Подробнее об извещении рассказали в шестой статье цикла.
Критерии оценки
Для конкурса заказчик устанавливает не меньше двух критериев из этого списка:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт;
- качественные, функциональные и экологические характеристики;
- квалификация участников закупки, в т. ч. финансовые ресурсы, оборудование, опыт подобных работ, деловая репутация, наличие квалифицированных специалистов.
Кроме основных критериев, заказчик может установить дополнительные. Например, при закупке строительных работ критерием может стать стоимость жизненного цикла объекта: расходы на его закупку или последующие обслуживание и эксплуатацию, ремонт и утилизацию.
Комиссия заказчика не может оценивать заявки по критериям, не установленным в документах закупки.
Величины значимости
Заказчик устанавливает величину значимости каждого критерия. Сумма величин составляет 100%. «Вес» дополнительных критериев не может быть больше веса основных.
Суммарный вес критериев «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт» должен быть не меньше 20% от общего веса всех критериев в закупке на:
- исполнение, финансирование проката или показа национального фильма;
- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.
Если в закупке не используют критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт», то вес критерия «цена контракта» должен быть не меньше 20% общего веса всех критериев.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений и предельные величины значимости каждого критерия устанавливает правительство. Если закупают товары, на которые установлены тарифы, заказчик может не использовать критерии оценки.
Если заказчик не соблюдает требования к критериям и их величинам, закупку признают недействительной по жалобе в ФАС со стороны любого участника тендера.
Подача заявок
После объявления о закупке или получения приглашения участники конкурса подают заявки на ЭТП. Заявка на электронный конкурс состоит из трех частей.
Первая часть заявки | Вторая часть заявки | Предложение о цене |
---|---|---|
|
|
— цена, за которую участник готов поставить товар, выполнить работу или оказать услугу Заказчик видит цену в последнюю очередь Участники могут снизить свою первоначальную цену во время «переторжки» — об этом далее |
Кроме указанной информации, в заявку автоматически «подтягиваются» сведения из личного кабинета ЕРУЗ. Подробнее о них рассказываем в большой статье о подаче заявки.
Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.
Рассмотрение первых частей заявок
После окончания приема заявок комиссия заказчика:
- рассматривает первые части, которые получила от ЭТП;
- решает, принять их или отклонить;
- оценивает потенциальных поставщиков по критериям «расходы на эксплуатацию и ремонт», «квалификация» и «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», если они предусмотрены извещением.
Комиссия приступает к рассмотрению в течение двух рабочих дней после получения первых частей и должна принять решение в срок, указанный в извещении. На этом этапе заявку могут отклонить, если:
- участник не предоставил информацию и документы, которые необходимо было представить в первой части;
- предоставленные сведения недостоверны или не соответствуют извещению;
- в первой части заявки есть информация из второй и (или) третьей части.
Заказчик формирует на ЭТП протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок и направляет его участникам конкурса.
Подача ценовых предложений
Участники, заявки которых прошли первый этап отбора, могут подать одно новое ценовое предложение во время «переторжки». Так называют специальную процедуру на ЭТП. «Переторжка» длится час, о дате ее проведения сообщают в уведомлении.
Новое ценовое предложение не должно равняться нулю, совпадать с указанным в заявке или превышать его. Если поставщик не поучаствовал в «переторжке», то комиссия на следующем этапе будет рассматривать цену из третьей части его заявки.
В течение часа после «переторжки» оператор ЭТП:
- формирует протокол подачи ценовых предложений, в котором фиксирует дату, время начала и окончания проведения процедуры, ценовое предложение с указанием идентификационного номера заявки;
- направляет заказчику вторые части заявок, а также информацию и документы из ЕРУЗ.
Рассмотрение вторых частей заявок
После «переторжки» заказчику нужно оценить вторые части заявок. Комиссия приступает к рассмотрению в течение двух рабочих дней после получения вторых частей и должна принять решение в срок, указанный в извещении.
На этом этапе заявку могут отклонить, если:
- участник не предоставил информацию и документы, которые необходимо было предоставить во второй части;
- предоставленные сведения недостоверны или не соответствуют извещению;
- информация и документы, которые должны были «подтянуться» из ЕРУЗ, не соответствуют извещению;
- участник закупки не соответствует единым требованиям по ч. 1 ст. 31 или дополнительным — по ч. 1.1, 2 и 2.1 ст. 31;
- закупка проходит с нацрежимом, и участник попал под запрет;
- участник не предоставил подтверждающие документы в закупке с запретом по нацрежиму;
- заказчик закупает ТРУ из перечня Правительства РФ, а участник закупки относится к организациям из недружественных стран (ч. 4 ст. 2 127-ФЗ);
- заказчик не принял независимую гарантию;
- во второй части есть информация о цене из третьей части.
После рассмотрения вторых частей заказчик составляет протокол. Его также подписывают, отправляют на ЭТП и публикуют в ЕИС.
Рассмотрение ценовых предложений
После рассмотрения вторых частей заявок комиссия заказчика рассматривает ценовые предложения — новые и те, которые участники указали в третьей части заявки.
Члены комиссии на следующий рабочий день после получения третьих частей и протокола подачи ценовых предложений:
- оценивают все ценовые предложения по критерию «цена контракта, сумма цен единиц ТРУ»;
- присваивают каждой заявке номер в порядке уменьшения выгодности заключения контракта — при принятии решения они опираются на результаты оценки первых и вторых частей заявок.
Заявке победителя присваивают первый номер. Если несколько участников подали одинаковые цены, то лучшим считают предложение, которое поступило раньше — оно получает меньший порядковый номер.
Заказчик формирует на ЭТП протокол подведения итогов. Его подписывают члены комиссии и сам заказчик. Протокол направляют участникам через оператора ЭТП.
Запрос на разъяснение
Участник может направить заказчику запрос на разъяснение результатов конкурса. ЭТП позволит это сделать после размещения итогового протокола, но не позднее даты заключения контракта. Заказчик должен дать разъяснение в течение двух рабочих дней после получения запроса.
Подведение итогов
Заказчик заключает контракт с победителем конкурса не раньше чем через десять дней после размещения итогового протокола. Эта пауза нужна, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины
Статьи цикла
- 44-ФЗ простым языком. Часть 1. Основные принципы госзакупок
- 44-ФЗ простым языком. Часть 2. Способы отбора поставщика и требования к участникам
- 44-ФЗ простым языком. Часть 3. Описание закупки и отбор поставщика
- 44-ФЗ простым языком. Часть 4. Банковское сопровождение, демпинг и отмена закупки
- 44-ФЗ простым языком. Часть 5. Контрактная служба и комиссия по закупкам
- 44-ФЗ простым языком. Часть 6. Извещение о закупке и заявка на участие
- 44-ФЗ простым языком. Часть 7. Обеспечение заявки, спецсчет и независимая гарантия
- 44-ФЗ простым языком. Часть 9. Электронный аукцион
- 44-ФЗ простым языком. Часть 10. Электронный запрос котировок
- 44-ФЗ простым языком. Часть 11. Заключение контракта и несостоявшиеся закупки
- 44-ФЗ простым языком. Часть 12. Закрытые конкурсы
- 44-ФЗ простым языком. Часть 13. Закрытые аукционы
С 2020 года эксперты гарантированно отвечают на комментарии по теме статьи только в первые сутки после публикации. Задайте ваш вопрос в специальной рубрике: https://zakupki.kontur.ru/site/expert
В документации указано, что размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта. НО данная закупка проводится для СМП/СОНКО.
На сколько мне известно, в закупках, проводимых для СМП/СОНКО, % обеспечения рассчитывается от цены контракта (которую победитель предложил в результате торгов).
Верно? Данную неточность можно указать в протоколе разногласий при подписании контракта? Аукцион уже прошел.
Верно. Более подробно об этом мы писали в статье "Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2019" https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1250-novue-pravila-obespecheniya-kontrakta.
Надо ли подавать протокол разногласий или нет, необходимо изучить документацию закупки. Напишите, пожалуйста, номер.
11.8. Размер обеспечения исполнения Контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливается от цены Контракта, но не менее чем размер аванса.
Это означает, что не надо подавать протокол разногласий.
Если заявка состоит из нескольких томов, то обязан ли Участник приложить опись к Каждому тому или достаточно приложить полную опись к первому тому?
Есть ли случаи из судебной практики?
Решения ФАС или суда могут отличаться в зависимости от региона. Но мнения практиков в этом вопросе сводятся к тому, что прикладывать опись нужно к каждому тому заявки.