Поиск по справочной
Статьи, инструкции, вопросы эксперту

В этой части речь пойдет о банковском сопровождении контракта, отмене закупки и антидемпинговых мерах. 

Банковское сопровождение контрактов

Правительство имеет право установить банковское сопровождения контрактов: требования к банкам, отбору, условиям договоров, банковским отчетам. Конкретные случаи, когда требуется банковское сопровождения контрактов, могут устанавливать: 

  • правительство,
  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта, 
  • местная администрация. 

При банковском сопровождении все расчеты по контракту отражаются на счетах, которые открываются в специально отобранных банках. 

Отмена закупки

После публикации закупки у заказчика могут возникнуть обстоятельства, из-за которых необходимо отменить процедуру. Он вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений. Заказчик объявляет об этом: 

  • за 5 дней до окончания подачи заявок на конкурс или аукцион,
  • за 2 дня до окончания подачи заявок на участие в запросе котировок. 

Если срок отмены истек, то отменить закупку можно только  из-за обстоятельств непреодолимой силы. 

Заказчик размещает информацию об отмене в ЕИС в день принятия решения, меняет план-график и не вскрывает конверты с полученными заявками участников закупки. 

Закупка считается отмененной, как только заказчик объявил об этом в ЕИС. Также он обязан сообщить об этом всем, кто успел подать заявки.  Заказчик несет ответственность перед участниками, которые подали заявку, только если в результате отмены они понесли убытки. 

Антидемпинговые меры  

Закон 44 ФЗ устанавливает меры против продажи товаров по искусственно заниженным ценам. Эти меры действуют при проведении конкурсов и аукционов. 

Если НМЦ > 15 млн. рублей Если НМЦ < 15 млн. рублей
Внесите обеспечение контракта в 1,5 раза больше, чем предусмотрено контрактом

На выбор поставщика:

  • Внесите обеспечение контракта в 1,5 раза больше, чем предусмотрено контрактом.
  • Предоставьте сведения, подтверждающие добросовестность.
 

Свою добросовестность поставщик подтверждает информацией из реестра заключенных контрактов:

  • Предоставляет минимум три контракта за прошедший год, которые он исполнил без штрафов и пеней;
  • Если за последний год госконтрактов не было, то поставщик предоставляет минимум четыре контракта за последние два года. Не меньше 75% должны быть исполнены без штрафов и пеней.
  • Минимум три контракта в течение трех лет до текущего конкурса или аукциона (все без штрафов и пеней). Цена одного из контрактов должна быть не меньше 25% от цены, по которой участник планирует заключить нынешний контракт. 

В конкурсе 

В конкурсе с НМЦ < 15 млн поставщик в своей заявке предлагает цену ниже 25%, то сразу же в составе конкурсной заявки может предоставить документы, которые подтвердят его добросовестность. Заказчик, получив документы от участника, проверяет информацию в реестре исполненных контрактов. Если она недостоверна, заявку отклоняют. Информацию фиксируют в протоколе определения поставщика и в течение 1 рабочего дня публикуют протокол в ЕИС. 

В аукционе 

Увеличенное обеспечение нужно предоставить после победы, но до заключения контракта. Документы, подтверждающие добросовестность, нужно отправить в электронном виде вместе с подписанным контрактом. Если требование не выполнено или информация недостоверна, контракт не заключат, а сведения передают в РНП. 

Информацию также фиксируют в протоколе определения поставщика, в течение 1 рабочего дня публикуют в ЕИС, сообщают об этом участнику, указав причины отклонения. 

В конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, консультационные услуги заказчик может установить различные величины значимости критериев оценки, которые зависят от предложенной цены:

  • до 25% ниже НМЦ,
  • на 25% и более ниже НМЦ. В этом  случае величина значимости цены контракта равна 10 % от суммы величин значимости всех критериев оценки. 

Если закупают жизненно необходимые товары (продукты, топливо, лекарства, средства для оказания скорой помощи), то участник, снизивший цену на 25% и больше, по-другому доказывает добросовестность. Он представить заказчику в составе конкурсной заявки или вместе с контрактном в электронном аукционе:

  • гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара,
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки,
  • другие документы и расчеты, которые подтверждают возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Антидемпинговые меры не действуют, если закупаются лекарства из перечня жизненно необходимых, а НМЦ снизилась не больше чем на 25% от их зарегистрированной предельной отпускной цены. 

Следущую часть мы опубликуем в октябре. 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

Анна Тресвятская
Автор статей в Контур.Закупках
13 комментариев
Ирина 3 августа, 16:43
Добрый день. Недавно узнала что в конкурсную документацию про проведении открытого конкурса на проведение научно-исследовательских работ можно включать не только максимальную, но и минимальную цену в качестве антидемпинговой меры. Заявки с ценой ниже минимальной принимают к рассмотрению и участвуют в сопоставлении. Вот только в этом случае снижение цены ниже минимальной не повышает шансы поставщика на победу.
Пример 1.НМЦК равна 1000, а минимальная цена равна 799 (производство и поставка продукции сегодня стоит не меньше 799). Заказчик заранее публикует такую систему оценки, в которой у поставщика нет рациональных оснований предлагать намеренно заниженную цену. Заявка с ценой 600 не будет иметь никаких преимуществ по сравнению с заявкой по цене 799. И за цену в 799, и за цену в 700, и за цену в 600 по критерию «цена заявки» участники получат равные и максимально возможные 5 баллов.
Критерий Порядок присвоения баллов Удельный
вес критерия
0 баллов 1
балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Цена 1000 От 950 до 999 От 900 до 949 От 850 до 899 От 800 до 849 Менее 800 45%

В итоге победителем будет не тот, кто предложит цену 600, а тот, чьи прочие условия заявки были лучше.
Не будет ли данная процедура противоречить Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085
(ред. от 14.11.2016)
"Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Савукова Марина 10 августа, 10:55
Ирина, добрый день!

В подзаконном акте ПП РФ N 1085 28.11.2013 утверждены общие правила оценки заявок и представлен перечень предельных величин значимости критериев оценки.
Так для закупок НИОКР минимальная значимость критерия «цена» для заявок, в которых не демпингуют, — 20%. По правилам 44-ФЗ заказчик может включить условие, по которому в заявке с демпингующей ценой значимость критерия «цена» будет равна 10%.
Особые условия для оценки заявок для закупок НИОКР описаны в ч.7,8 ст.37 44-ФЗ.
Ирина 10 августа, 11:14
Марина, добрый день. Спасибо за комментарий. Этот вариант мне известен. Однако мы столкнулись с такой проблемой, что при включении условия образования цены 10% система ЕИС не дает заказчику грамотно разместить протокол с указанием именно этого коэффициента, и заказчик вынужден размещать протокол оценки с заведомыми ошибками. - были случаи жалобы в УФАС и отмены конкурса по этой причине. Поэтому я ищу пути защиты от демпингующих участников в целях профилактики срыва исполнения контракта. Такая статья о применении шкалы максимальной и минимальной цены контракта мне попалась в журнале Госзакупки.ру за июль 2017. Однако меня берут сомнения что я не могу найти подтверждения правильности применения такой шкалы в действующем законодательстве. Вот ищу подтверждения правильности применения такой шкалы для возможных разбирательств в УФАС
Савукова Марина 10 августа, 11:53
Ирина, напишите, пожалуйста, номер закупки, в которой заказчик не смог правильно разместить протокол оценки, и была подана жалоба.
Ирина 10 августа, 12:41
0159300034817000016 - ну были и еще по Рязанскому району, сейчас эти все конкурсы переиграли, убрав коэффициент 10%.
Дмитрий 4 августа, 10:48
Добры день, Анна!
В разделе "Антидемпинговые меры" вы указываете, что если НМЦ<15 млн. руб. то поставщик либо предоставляет увеличенное обеспечение либо сведения, подтверждающие добросовестность. Вы трактуете что сведения, подтверждающие добросовестность и являются обеспечением контракта?
Савукова Марина 10 августа, 11:50
Дмитрий, добрый день!

Сведения, подтверждающие добросовестность, не заменяют обеспечение контракта, которое установлено в извещении.
Если поставщик в закупке с НМЦ <15 млн.руб. снизил цену больше чем на 25%, то при заключении контракта он предоставляет обеспечение, увеличенное в 1,5 раза, либо предоставляет сведения о добросовестности и документ, подтверждающий предоставление обеспечения (ч.3 ст.54 для конкурсов; ч.3 ст.70 для аукционов; ч.6 ст.96 о размере обеспечения с учетом применения ст.37)
Гульнара 23 августа, 09:31
Здравствуйте, Анна.
Какие именно нужны документы подтверждающие наличие товара у участника закупки,
— другие документы и расчеты, которые подтверждают возможность участника закупки осуществить поставку ? И если контракт заключен на 2 года? Заказчики не смогли внятно ответит на вопрос.
Анна Тресвятская 24 августа, 09:10
Гульнара, в законе тоже нет конкретики, поэтому нужно искать компромисс. Какой товар? Какой у него срок годности?
Гульнара 24 августа, 09:15
продукты питания: овощи, фрукты, бакалея.
Савукова Марина 30 августа, 22:50
Гульнара, добрый день!

К иным документам относят:
— заключенные договоры (контракты) с производителем,
— документы складского учета, подтверждающие остаток на складе,
— документы, подтверждающие нахождение товара в пути (отправку от производителя),
— иные документы, которые могут подтвердить возможность выполнения контракта при демпинге.
В законе отсутствует условие о необходимости представлять документы на весь срок действия контракта, независимо от его продолжительности.
Мария 30 октября, 14:33
Добрый день! Прошу подсказать, многие заказчики стали прописывать в договорах необходимость наличия представителя поставщика при передаче товара. Разве это не является ограничением участия круга участников по территориальному признаку? Если между поставщиком и заказчиком тысячи км, самостоятельно приехать может быть сложно (плюс лишние командировочные расходы), а если искать кого-то в городе заказчика, то это тоже несет определенные расходы и даже риски.
На каком основании заказчик требует данное условие и можно ли от него как то отказаться?
Анна Тресвятская 2 ноября, 08:28
Добрый день! Присутствие представителей сторон при приемке-передаче товара предусмотрено законодательством, поэтому наличие такого условия в контракте не будет нарушением. Порядок приемки товаров устанавливается нормативно-правовыми актами, обязательными требованиями законодательства о техническом регулировании либо договором (абз. 2 п. 1 ст. 474, абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ).

Не могу согласиться с вами, что это требование ограничивает круг участников. Передача товара всегда проходит с участием двух сторон, так как и товарная накладная, и акт приемки-передачи являются двусторонним документом, их подписывают обе стороны контракта и это нельзя сделать заочно. Заказчик ведь не требует присутствия конкретного сотрудника – руководителя, бухгалтера или менеджера, ответственным лицом от вас может выступать даже водитель.
Например, правами по передаче товара можно наделить экспедитора перевозчика, прописав все его обязанности в договоре.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Рассылка

Каждую неделю наши эксперты будут отправлять вам важные материалы о закупках