Необоснованное раскрытие независимой гарантии в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как действовать поставщику — Контур.Закупки Баннер

Что делать, если заказчик необоснованно «раскрыл» независимую гарантию

22 мая 2025 1 942

Поставщики часто используют независимую гарантию при участии в закупках. В критических ситуациях заказчики обращаются в банк и требуют выплатить деньги в счет обязательств своего контрагента. Эту процедуру называют «раскрытием» независимой гарантии. Разбираем, когда заказчик вправе получить выплату и что делать поставщику, если обращение подано необоснованно.

Использование независимых гарантий

Независимая гарантия — один из способов обеспечения заявки, исполнения контракта (договора) и гарантийных обязательств в тендерах.

В статье мы руководствуемся типовыми формами независимых гарантий для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ среди СМП. Условия этих независимых гарантий едины для всех заказчиков и поставщиков.

В закупках по 44-ФЗ независимой гарантией можно обеспечить (ПП РФ № 1005) подачу заявки, заключение контракта и исполнение обязательств по контракту, в т. ч. обязательств по уплате неустоек (штрафов, пеней).

В закупках по 223-ФЗ независимой гарантией аналогично можно обеспечить (ПП РФ № 1397) подачу заявки, заключение договора и исполнение обязательств по договору, в т. ч. обязательств по уплате неустоек.

Вспомним плюсы независимой гарантии для поставщиков: 

  • Можно не выводить деньги бизнеса из оборота. Это серьезное преимущество относительно альтернативного способа обеспечения обязательств — пополнения специального счета.
  • Можно участвовать в закупках, даже если денег для обеспечения обязательств недостаточно. 
  • Независимую гарантию быстро и просто получить, выбрав из множества альтернативных предложений банков. 
  • Условия типовых независимых гарантий прозрачны и установлены на законодательном уровне. Здесь нет подводных камней.

Эти преимущества сделали независимую гарантию популярной формой обеспечения обязательств. Но лишь немногие поставщики знают, что делать, если дело дошло до «раскрытия» независимой гарантии.

Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон

Когда заказчик может обратиться в банк за выплатой по гарантии 

Закон устанавливает условия типовых независимых гарантий, в т. ч. определяет порядок действий банка и заказчика при обращении за «раскрытием» гарантии (1005-ПП, 1397-ПП). Заказчик вправе потребовать у банка выплату по независимой гарантии при одновременном соблюдении нескольких условий.

В закупках по 44-ФЗ

Условия «раскрытия» независимой гарантии для обеспечения заявки:

  • Наступление обстоятельств, предусмотренных гарантией: включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков из-за уклонения от заключения контракта, отклонение трех и более заявок участника за один квартал на одной площадке. 
  • Срок действия независимой гарантии не истек.
  • Сумма требований не превышает размер обеспечения заявки.
  • Обращение направлено в банк в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
  • Обращение подписано уполномоченным лицом, и приложен документ, подтверждающий его полномочия (если подписывает не руководитель).

Условия «раскрытия» независимой гарантии для обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств:

  • Наступление обстоятельств, предусмотренных гарантией: неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту, в т. ч. обязательств по уплате неустоек.
  • Срок действия независимой гарантии не истек.
  • Сумма требований не превышает размер обеспечения исполнения контракта и сумму независимой гарантии.
  • Обращение направлено в банк в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
  • Обращение подписано уполномоченным лицом, и приложен документ, подтверждающий его полномочия (если подписывает не руководитель).
  • К обращению приложен расчет суммы требования.
  • К обращению приложено платежное поручение, подтверждающее перечисление аванса, с отметкой банка или органа Казначейства. Необходимо, если по контракту предусмотрен аванс с условием возврата, а поставщик его не вернул.
  • К требованию приложен документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта.

В закупках по 223-ФЗ

Условия «раскрытия» независимой гарантии для обеспечения заявки:

  • Наступление обстоятельств, предусмотренных гарантией: поставщик уклонился или отказался от заключения договора, не предоставил или предоставил с нарушением обеспечение исполнения договора.
  • Срок действия независимой гарантии не истек.
  • Сумма требований не превышает размер обеспечения заявки.
  • Обращение направлено в банк в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
  • Обращение составлено по форме согласно приложению № 2 1397-ПП.
  • Обращение подписано уполномоченным лицом, и приложен документ, подтверждающий его полномочия (если подписывает не руководитель).
  • К обращению приложен документ, свидетельствующий о наступлении хотя бы одного из случаев из первого пункта. 

Условия «раскрытия» независимой гарантии для обеспечения исполнения договора:

  • Наступление обстоятельств, предусмотренных гарантией: неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по договору, в т. ч. обязательств по уплате неустоек.
  • Срок действия независимой гарантии не истек.
  • Сумма требований не превышает размер обеспечения исполнения договора и сумму независимой гарантии.
  • Обращение направлено в банк в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
  • Обращение составлено по форме согласно приложению № 4 1397-ПП.
  • Обращение подписано уполномоченным лицом, и приложен документ, подтверждающий его полномочия (если подписывает не руководитель).
  • К обращению приложены расчет суммы, включаемой в требование, и документ, свидетельствующий о нарушении обязательств по договору.

Банк обязан рассмотреть обращение заказчика в течение 5 рабочих дней. Отказ в выплате по гарантии возможен только двух случаях (п. 1 ст. 376 ГК РФ): если требование заказчика или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии и если требование предоставлено после истечения срока действия независимой гарантии. 

При отсутствии этих обстоятельств банк обязан в течение 10 рабочих дней с даты получения требования выплатить заказчику деньги.

Требование независимой гарантии фактически имеет бесспорный характер, и повлиять на его исполнение поставщики не могут: основания отказа в выплате ограничены и условны, а банк и заказчик не обязаны учитывать мнение поставщика. Взаимодействие банка и заказчика почти всегда завершается выплатой в пользу заказчика.

Что делать при «раскрытии» независимой гарантии

Перед обращением в банк заказчик может направить поставщику претензию и потребовать исполнить требования. А некоторые банки обращаются к поставщикам за разъяснениями, когда получают от заказчиков требование о выплате. Рассмотрим, как действовать в подобных ситуациях.

Ситуация № 1

Заказчик перед направлением обращения в банк присылает вам претензию и предлагает оплатить начисленные пени, штрафы. 

Рекомендация

Рассмотрите претензию и проверьте правильность расчетов. Если претензия обоснована и расчеты верны, произведите оплату. После оплаты требования заказчика будут удовлетворены, и до взаимодействия с банком дело не дойдет.

Если претензия не обоснована или расчеты некорректны, направьте заказчику письмо с обоснованием вашей позиции. Это письмо не станет препятствием для обращения заказчика в банк, но поможет при «раскрытии» гарантии. Вы сможете показать суду, что сразу обозначили заказчику свою позицию и он обратился в банк без оснований.

Ситуация № 2

Банк направил вам информацию о том, что получил требования заказчика по независимой гарантии.

Рекомендация

Направьте банку пояснения по ситуации. На его решение о выплате по гарантии это не повлияет, но будет преимуществом, если требование заказчика спорное и дело в будущем дойдет до суда. 

Ситуация № 3

Банк произвел выплату заказчику, и вы с ней согласны.

Рекомендация

После получения требования банка о компенсации понесенных им расходов произведите оплату в добровольном порядке. Это позволит избежать дополнительных расходов: пеней за нарушение сроков оплаты, расходов по уплате госпошлины и исполнительского сбора. Также это избавит вас от судебных споров. 

Ситуация № 4

Банк произвел выплату заказчику, вы с ней не согласны: требования заказчика необоснованные и некорректные. 

Рекомендация

После получения требования банка о компенсации понесенных им расходов произведите оплату в добровольном порядке. Банк не вправе проверять обоснованность требований заказчика, и закон не предусматривает отказ в выплате по гарантии при возникновении спорной ситуации. Уплаченную заказчику сумму необходимо требовать непосредственно с заказчика. Именно он необоснованно обратился к банку за выплатой и получил неосновательное обогащение. 

Судебная практика по спорам с банками

После «раскрытия» независимой гарантии поставщик должен рассчитаться с банком. Отказ в выплате всегда приводит к суду, и так как у финансовых организаций очень подкованные юристы, такие споры заканчиваются взысканиями в пользу банка.

Например, Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с поставщика в пользу банка 879,38 рублей неустойки за просрочку исполнения обязательства и 32 551 рублей расходов по уплате госпошлины. Поставщик также должен был рассчитаться с заказчиком (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2022 по делу № А43-25447/2022). 

Арбитражный суд Республики Башкортостан взыскал с поставщика в пользу банка 12 800,85 рублей процентов и 7 759 рублей расходов по уплате госпошлины. Поставщик также должен был рассчитаться с заказчиком (Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2024 по делу № А07-37491/2023).

Консультируйтесь с экспертами в закупках — ответим с опорой на практику и закон

Практика борьбы с необоснованным «раскрытием» независимой гарантии 

Наиболее эффективный и распространенный способ борьбы с необоснованным «раскрытием» независимой гарантии — обращение в суд. Ответчиком по такому спору будет сам заказчик, а ваши требования будут основываться на нормах о неосновательном обогащении заказчика. 

Если у заказчика действительно отсутствовали основания для обращения в банк, то суд примет решение в вашу пользу.

Например, Арбитражный суд Воронежской области взыскал с заказчика в пользу поставщика 4 332 038,92 рублей убытков. Поставщик понес убытки из-за того, что заказчик необоснованно получил выплату по гарантии в размере 4 332 038,92 рублей. Суд не согласился с размером неустойки, начисленной участнику (Решение Арбитражного суда Воронежской области от по делу № А14-11279/2022 от 8.06.2023).

Арбитражный суд Московской области взыскал с заказчика в пользу поставщика 840 374,17 рублей неосновательного обогащения в виде незаконно взысканной за счет независимой гарантии неустойки. Суд также пришел к выводу о некорректном расчете неустойки при направлении требований в банк (Решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2022 по делу № А41-30148/2023).

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджестКнига «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий