Практика ФАС по 1875‑ПП: применение обновленного нацрежима

21 апреля 2025 2 609

С 1 января 2025 г. нацрежим в госзакупках работает по-новому. За прошедшие три месяца ФАС рассмотрела множество жалоб, связанных с применением запретов, ограничений и преимуществ. Мы изучили вынесенные решения и подготовили обзор интересных позиций контрольного органа.

Жалобы на положения извещения 

Поставщики регулярно жалуются на необоснованное применение нацрежима и некорректное описание закупаемого товара. Рассмотрим эти обращения подробнее.

Обоснованность применения нацрежима

Большинство жалоб на положения извещения касаются обоснованности применения 1875-ПП к некоторым позициям ОКПД2.

Решения по таким жалобам можно разделить на две группы:

  • Заказчик не применяет 1875-ПП к ОКПД2, включенным в перечни (решения Московского УФАС от 11.02.2025 по делу № 077/06/106-1711/2025, Ростовского УФАС от 20.02.2025 по делу № 061/06/49-401/2025, Московского областного УФАС от 25.02.2025 по делу № 050/06/105-5457/2025, Московского УФАС от 19.02.2025 по делу № 077/06/106-2055/2025, Хабаровского УФАС от 19.02.2025 № 7-1/42 по делу № 027/06/105-239/2025).
  • Заказчик применяет 1875-ПП к ОКПД2, не включенным в перечни (решения Волгоградского УФАС от 26.02.2025 по делу № 034/06/105-182/2025, Московского областного УФАС от 25.02.2025 по делу № 050/06/105-5457/2025, Челябинского УФАС от 19.02.2025 по делу № 074/06/106-274/2025).

1875-ПП действует не первый месяц, и по его применению выпущены многочисленные разъяснения. Тем не менее, заказчики до сих пор испытывают трудности при формировании извещений в части установления запретов, ограничений и преимуществ.

Внимательно изучайте извещение и направляйте заказчику запрос разъяснений, если условия применения нацрежима в закупке не соответствуют 1875-ПП. При игнорировании запроса подавайте жалобу в ФАС.

Эти действия помогут:

  • Поучаствовать в закупке, если заказчик безосновательно применяет нацрежим, а ваш товар иностранный. 
  • Сократить количество конкурентов путем исключения иностранных товаров, если заказчик проигнорировал требования 1875-ПП, а ваш товар российский.

Некорректное описание объекта закупки

Еще часть жалоб на положения извещения связана с описанием объекта закупки. По закону при описании товара, на приобретение которого установлены запрет, ограничение или преимущество, заказчик указывает характеристики товара российского происхождения (ч. 1.1 ст. 33 44-ФЗ). Это касается в т. ч. товаров, поставляемых при выполнении работ и оказании услуг. Требование включено в закон о контрактной системе другим законом — 318-ФЗ — и вызывает у заказчиков трудности. 

Например, пермского заказчика признали нарушившим ч. 1.1 ст. 33 44-ФЗ. Организация не учла некоторые характеристики товара российского происхождения при описании медизделия. Из-за этого фактически ни один отечественный товар не соответствовал всем установленным требованиям. Заказчик никак не доказал обратное или факт отсутствия производства на территории России. Жалоба участника признана обоснованной (решение Пермского УФАС от 26.02.2025 по делу № 059/06/105-182/2025). 

Аналогичные позиции по схожим обращениям приняли Астраханское и Курганское УФАС (решения Астраханского УФАС от 03.03.2025 по делу № 030/06/42-224/2025 и Курганского УФАС от 20.02.2025 по делу № 045/06/105-116/2025).

Поможем на каждом этапе закупок

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

При рассмотрении подобных жалоб ФАС обращает внимание на:

  • Соответствие/несоответствие характеристик товара товару российского происхождения. Бывает, что заявители жалобы допускают ошибку при сравнении.
  • Отсутствие такого товара с российским происхождением. Это делает соблюдение описанного требования невозможным для заказчиков.
  • Наличие обоснованной потребности заказчика в иностранном товаре. 

Например, комиссия Воронежского УФАС пришла к выводу о соответствии характеристик товара товару российского происхождения и признала жалобу поставщика необоснованной (решение Воронежского УФАС от 19.02.2025 по делу № 036/06/42-168/2025). 

А комиссия Тюменского УФАС решила, что описание объекта закупки сформировано на основании потребности заказчика в иностранном товаре и установленные характеристики являются значимыми (существенными) для организации. Жалоба поставщика также признана необоснованной (решение Тюменского УФАС от 20.01.2025 по делу № 072/06/44/5/2025). 

Изучайте описание объекта закупки и проверяйте его на соответствие товарам российского происхождения. Если описанию соответствует исключительно иностранный товар, то запрашивайте у заказчика обоснование со ссылкой на ч. 1.1 ст. 33 44-ФЗ. Это поможет «подогнать» техническое задание под себя, если ваш товар российский.

Жалобы на действия заказчика

Их можно поделить на три группы. Рассмотрим каждую в отдельности.

Отклонение заявки из-за отсутствия информации о баллах 

Один из распространенных случаев жалобы на действия заказчика — отклонение заявки из-за отсутствия информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций. Отечественное производство промышленной продукции подтверждается наличием сведений о таком товаре в Реестре российской промышленной продукции (п. 3 1875-ПП). Сведения включаются в реестр на основании документов, предусмотренных пп. «а», «б» и «г» п. 1 719-ПП.

719-ПП к некоторым промышленным товарам устанавливает требование о совокупном количестве баллов за выполнение на территории России технологических операций. Данные без совокупного количества баллов нельзя использовать для подтверждения страны происхождения товара. Заявка с выпиской из реестра, в которой нет сведений о баллах, подлежит отклонению (письма ФАС от 17.07.2024 № ПИ/63206/24 и Минпромторга от 22.02.2024 № КА-17291/07).

Многие поставщики игнорируют требование о подтверждении страны происхождения и подают заявки с некорректной выпиской. Заказчики обоснованно отклоняют такие заявки, а участники подают жалобы и настаивают на том, что выписка сама по себе подтверждает страну происхождения товара. 

Поможем на каждом этапе закупок

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Реклама 16+. ООО «Сертум-Про».

Например, московский заказчик отклонил заявку участника из-за того, что в представленных им реестровых записях отсутствует информация о количестве баллов за выполнение технологических операций. Комиссия Московского УФАС признала отклонение законным. Решение аргументировано тем, что в 2025 году совокупное количество баллов для продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности должно быть не меньше 50. Несоответствие этому требованию — основание для приравнивания заявки к иностранной (решение Московского УФАС от 04.02.2025 по делу № 077/06/106-1326/2025).

Аналогичные позиции изложены в решениях Московского УФАС от 18.02.2025 по делу № 077/06/106-2033/2025 и Красноярского УФАС от 25.02.2025 по делу № 024/06/106-398/2025.

При работе с ПП РФ № 719 внимательно изучите, требуется ли информация о совокупном количестве баллов к вашему ОКПД2. Если требуется, а в вашей выписке она отсутствует, то заявку с большой вероятностью отклонят и это не получится оспорить в ФАС.

Рекомендуем привести выписку в соответствие требованиям о совокупном количестве баллов. Дополнительно можно изучить товар конкурентов и при отсутствии в выписках информации о совокупном количестве баллов оспаривать допуск их заявок. 

Если для товара с вашим ОКПД2 требование о совокупном количестве баллов в 719-ПП отсутствует, то продолжайте участвовать в закупках. Отклонение заявки в этом случае можно оспорить. 

Интересный кейс: отсутствие информации о происхождении товара

Не всегда отсутствие информации, подтверждающей страну происхождения товара, основание для отклонения заявки. 

Так, комиссия Новосибирского УФАС признала незаконным отклонение заявки из-за отсутствия номера реестровой записи. Заказчик неправомерно установил ограничение закупки иностранных товаров в извещении электронного аукциона. Комиссия встала на сторону поставщика, хотя он не обжаловал незаконное применение 1875-ПП, а подал заявку, заведомо не соответствующую требованиям заказчика. На основании ст. 99 44-ФЗ должностные лица провели внеплановую проверку положений извещения и выявили нарушения при его формировании (решение Новосибирского УФАС от 06.02.2025 по делу № 054/06/14-317/2025).

Если вашу заявку отклонили из-за отсутствия информации, подтверждающей страну происхождения товара, вы можете проверить законность такого требования и попытаться обжаловать действия заказчика даже на этапе подведения итогов.

Несогласие с допуском участников

Еще один повод для подачи жалобы — несогласие с допуском заявок других участников. Иногда такие доводы поставщиков находят подтверждение: комиссия УФАС признает жалобы обоснованными, а заявки конкурентов — несоответствующими установленным требованиям (решения Московского областного УФАС от 12.02.2025 по делу № 050/06/105-3695/2025 и Красноярского УФАС от 19.02.2025 по делу № 024/07/3-344/2025). 

Но очень часто подозрения в отношении конкурентов остаются необоснованными (решения Московского областного УФАС от 12.02.2025 по делу № 050/06/105-3855/2025, Свердловского УФАС от 20.02.2025 по жалобе № 066/06/105-377/2025, Московского УФАС от 03.03.2025 по делу № 077/06/106-2683/2025).

Если вы уверены, что ваш конкурент предлагает к поставке иностранный товар, а его заявка не соответствует установленным требованиям, то вы можете повлиять на результаты закупки. Для этого нужно подать жалобу на положения протокола. 

Рекомендуем подавать жалобу только в случае полной уверенности — когда вы хорошо знаете рынок и изучили товары, включенные в реестр, их характеристики и производителей и уверены в том, что заявка конкурента не может соответствовать заданным характеристикам товара либо не является «российской». 

Некорректное основание для отклонения заявки

Некоторые участники жалуются не на факт отклонения заявки, а на выбранное заказчиком основание отклонения. Это объясняется правовыми последствиями для отклонений по разным основаниям. 

Например, отклонение на основании п. 5 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ может повлечь для заявителя негативные последствия: удержание денег электронной площадкой и их списание в соответствующий бюджет. При этом отклонение по п. 4 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ не приводит к таким последствиям. 

Комиссия Челябинского УФАС признала жалобу участника обоснованной именно по причине того, что заказчик указал некорректное основание для отклонения заявки (Решение Челябинского УФАС от 17.02.2025 № 074/06/105-264/2025).

Если в закупке установлено ограничение на приобретение иностранного товара, а заказчик отклонил вашу иностранную заявку по правилу «второй лишний», проверьте основание для отклонения. При некорректном выборе основания советуем подать жалобу, чтобы избежать риск удержания обеспечения заявки в будущем (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).

Надеемся, что эта статья поможет вам избежать ошибок при подаче заявок, увеличить шансы на победу, а также защитить свои права и законные интересы при злоупотреблениях со стороны заказчиков.

* Обложка статьи: New Africa · Shutterstock 

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджестКнига «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий