223‑ФЗ простыми словами. Часть 1.

Обновлено 25 октября 2021 135 148 1

Мы делали цикл статей по 44-ФЗ и «расшифровывали» его сложный юридический язык. Теперь беремся за 223-ФЗ. Рассмотрим его основные положения и отметим существенные для поставщиков моменты. Мы переписали текст закона понятными словами. Итак…

Фотография Михаил Плющенко Михаил Плющенко Автор статей

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Кто работает по 223-ФЗ

Заказчики

Закон устанавливает правила закупок для определенных заказчиков — отдельных видов юридических лиц. Это:

  • госкомпании с долей участия государства больше 50%, их «дочки» и «внучки»; 
  • естественные монополии; 
  • организации, которые занимаются энергетикой, газо-, тепло- и водоснабжение и др.;
  • бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если закупаются за счет грантов, пожертвований, средств субподряда или тратят самостоятельно заработанные деньги;
  • ФГУПы, имеющие важное значение для безопасности России и обеспечения прав ее граждан (перечень устанавливает Правительство);
  • компании, реализующие с господдержкой инвестиционные проекты дороже 500 млн рублей;

Каждый заказчик утверждает свое положение о закупке. Оно базируется на принципах закона, но содержит нормы, которые не установлены 223-ФЗ. Например, заказчик может не заключать контракт, если прописал это право в положении о закупке. 

Читайте положение о закупке каждого конкретного заказчика — в нем основные правила, которые регулируют закупки компании на всех этапах: от планирования тендеров до заключения договора, приемки товаров, работ или услуг.

Заказчики должны следовать следующим принципам: прозрачность и открытость закупок, развитие конкуренции среди участников, эффективное расходование денег, равноправие и неизменяемые требования к участникам.

Поставщики

Поставщиками могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. На стороне одного участника  могут выступить несколько  юридических или физических лиц.

Требования к участникам определяют заказчики и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке. Заказчик может проводить предквалификационный отбор. Это помогает отсеять участников без опыта или предостеречься от закупки некачественных работ или услуг. Но заказчик не имеет права своими требованиями ограничивать конкуренцию. 

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Электронные торговые площадки

Большинство закупок проходит в электронной форме. Заказчик может выбрать любую электронную торговую площадку (ЭТП). Их больше 150 и у каждой — свои правила. Поставщикам нужно регистрироваться на каждой ЭТП отдельно, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков. Площадки обычно берут с поставщиков плату за регистрацию или требуют купить абонемент на участие в закупках. 

Закупки у МСП проводятся только в электронной форме на восьми основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих ЭТП обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС). 

На федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.

Оператор ЭТП обеспечивает:

  • непрерывную работу площадки и надежность ПО; 
  • обмен электронными документами между заказчиком и поставщиками, неизменность подписанных электронных документов; 
  • равный доступ участников к закупкам и конфиденциальность содержания их заявок.

Для регистрации и обмена электронными документами участникам нужна электронная подпись (ЭП).

Требования к сертификатам ЭП поставщиков определяет каждая конкретная площадка. Это может быть квалифицированная электронная подпись (КЭП) — для работы на восьми федеральных площадках госзакупок. Или КЭП со специальным расширением для определенной площадки — OID-ом.

Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ

Закон дает заказчикам больше свободы, чем 44-ФЗ. Они могут выбирать удобный для себя способ закупки и оперативнее менять план закупок. Заказчики сами устанавливают сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика. Строгие правила для них действуют только в закупках у малого и среднего бизнеса (МСП). 

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.

Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ

Закон дает ряд преимуществ отдельным участникам. Для малого бизнеса и самозанятых — это сроки оплаты и фиксированные размеры обеспечения контрактов. 

Для поставщиков российских товаров и поставщиков продукции, включенной в специальные реестры, — это приоритет при рассмотрении заявок (согласно Постановлениям Правительства РФ №925 и № 2013).

Для малого и среднего бизнеса — это льготы и преференции.

В 2021 году минимум 20% всех закупок заказчики обязаны провести у малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году этот объем увеличится до 25 %. 

Что не регулирует 223-ФЗ

Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:

  • куплю-продажу ценных бумаг, долей в хозяйственных товариществах, паев в производственных кооперативах; 
  • покупку валюты, драгметаллов и биржевых, товаров; 
  • закупки в области военно-технического сотрудничества;
  • закупки товаров и услуг по международным договорам; 
  • отбор организаций для бухгалтерского аудита; 
  • обязательные договоры на рынке обращения электрической энергии и мощности;
  • лизинговые и межбанковские операции «ВЭБ.РФ»; 
  • деятельность владельцев облигаций; 
  • банковское сопровождение государственных оборонных заказов; 
  • закупки заказчика у взаимозависимых с ним юридических лиц;
  • закупки зарегистрированных за рубежом юридических лиц для целей иностранных государств; 
  • отбор субъектов оценочной деятельности; 
  • совместную деятельность по договору инвестиционного товарищества;
  • закупки услуг по договорам синдицированного кредита;
  • инженерные и строительные работы, которые курирует публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства». 

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Правовая основа 223-ФЗ

Закон опирается на положения Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Заказчик утверждает свое положение о закупке в соответствии с ними. Некоторые заказчики — учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий — могут утвердить типовое положение о закупке. 

Мы рассмотрели первые 3 статьи 223-ФЗ. В следующей публикации цикла подробнее поговорим о видах закупок и основных документах закупочного процесса по 223-ФЗ. 

Фотография Михаил Плющенко Михаил Плющенко Автор статей
Подписка на самое важное из мира закупок
Подписаться
Подписка на самое важное из мира закупокПодписка на самое важное из мира закупок
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
1 комментарий
НК
Надежда Кузнецова 11 ноября 2021
Также закон не регулирует: ...отбор субъектов оценочной деятельности;
Судя по этому замечанию компания ДОМ.РФ не знает законодательство когда проводит отборы именно по 223-ФЗ. Странно... Может прокомментируете?