Что поменялось в закупках за март 2025

9 апреля 2025 1 434

Март принес участникам торгов ряд значимых новостей. В подборке этого месяца — обзоры законопроектов, которые приведут к унификации имущественных торгов, внесут изменения в малые закупки, корректировку условий контрактов и некоторые другие процессы. Кроме этого разбираем письма ведомств и напоминаем об очередном «дедлайне» в цифровизации тендеров.

В этой статье:

Законопроект об изменениях в малых закупках

Минфин разработал проект закона, направленного на реализацию Концепции малых закупок. Законопроект предполагает ряд изменений в действующую редакцию 44-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.

Создание Единого каталога конкретных товаров

Ведомство предложило ввести централизованный реестр товаров, работ и услуг (ТРУ) для проведения малых закупок.

По замыслу авторов проекта, Единый каталог конкретных товаров (ЕККТ) должен включить:

  • наименования и характеристики позиций,
  • товарные знаки производителей,
  • данные о стране происхождения.

Ведение каталога возложат на уполномоченный федеральный орган.

Трансформация электронного магазина

Ведомство предложило изменить механизм закупок в электронных магазинах. Площадки, предположительно, будут напоминать коммерческие маркетплейсы и работать по такому принципу:

  1. Участники заранее размещают предложения о закупке ТРУ в соответствии с ЕККТ. 
  2. Оператор площадки направляет заказчику не более трех релевантных предложений. 
  3. Заказчик выбирает лучшее по ценовому параметру. 

Участники смогут улучшить свое ценовое предложение в порядке, предусмотренном электронным магазином, в течение определенного времени. Этот диапазон будет устанавливать заказчик, выбирая из периодов: 3, 6 или 24 часа.

Министерство считает, что подобный подход повысит прозрачность тендерных процедур, снизит трудозатраты заказчиков и упростит проведение малых закупок.

Отмена обеспечительных мер в малых закупках

Ведомство предложило освободить участников малых закупок от внесения обеспечения исполнения контракта. Мера позволит снизить финансовую нагрузку на поставщиков и сократить барьер для выхода в закупки.

Новые стандарты для торговых площадок

Для реализации Концепции малых закупок Минфин планирует ввести дополнительные требования к операторам ЭТП и сформировать официальный перечень торговых площадок, разрешенных для проведения таких тендеров.

Документ: Законопроект 155471

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Законопроект об изменении существенных условий контракта по благоустройству

Депутаты Госдумы подготовили законопроект, который предполагает изменения в ст. 95 44-ФЗ. А именно:

  • Добавление благоустройства территории в перечень случаев, при которых можно менять существенные условия контракта. Речь о корректировке объема или видов работ до 10% от цены контракта.
  • Введение возможности корректировки сроков контракта на строительный контроль при изменении сроков основного строительства, реконструкции или капремонта.
  • Расширение возможностей изменения контракта, заключенного с единственным поставщиком.

Вступление в силу запланировано на 1 июля 2025 года.

Документ: Законопроект 854737-8

Новые законопроекты по ПП РФ № 719

Минпромторг активно работает над пополнением перечня требований к российской промышленной продукции, реализуя политику импортозамещения и развития российской промышленности.

В марте ведомство опубликовало три законопроекта, которые устанавливают требования к следующим предметам закупки:

  • роторно-управляемые системы, системы телеметрии и каротажа;
  • отрасли солнечной энергетики, углубление локализации кремниевых пластин и слитков;
  • оборудование для литий-ионных батарей и аккумуляторов, систем накопления и хранения электрической энергии на основе аккумуляторных литий-ионных батарей.

Законопроекты предлагают ввести балльную систему оценки ключевых аспектов производства:

  • выполнения технологических операций,
  • перспективности применяемых технологий,
  • критической значимости производственных процессов.

Такая система поможет объективно оценивать и отражать степень локализации производства на территории России.

Документы:

Законопроект об унификации имущественных торгов

Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона, направленного на унификацию правил имущественных торгов. Депутаты планируют дополнить 135-ФЗ «О защите конкуренции» статьей 17.3.

Новая статья установит единый стандарт к организации имущественных торгов. А именно:

  • Проведение таких торгов в электронной форме на 8 федеральных ЭТП.
  • Приоритетное проведение торгов в форме аукциона, если закон не предусматривает способ определения победителя в форме конкурса.
  • Уточнение сроков размещения извещений — 15 дней для аукционов и 25 дней для конкурсов.
  • Введение обязанности по размещению информации о торгах на официальном сайте.
  • Освобождение участников от взимания платы за услуги оператора, если задаток переводится на счет ЭТП.
  • Введение единого срока заключения договора с победителем — не ранее чем через 10 дней после публикации протокола (для возможности обжалования).

В статье будут прописаны обязанности организатора торгов и оператора ЭТП, а также основания для признания торгов несостоявшимися. Отметим, что помимо поправок в 135-ФЗ, изменения планируют внести в 12 федеральных законов: Земельный, Водный и Лесной кодексы, законы о недрах, рыболовстве и другие, чтобы привести нормативные документы в соответствие с новой ст. 17.3 135-ФЗ. 

Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Документ: Законопроект № 819547-8

Позиция Минфина о порядке указания страны происхождения товара

Ведомство разъясняет, что в заявке на тендер по 44-ФЗ нужно указывать только одну страну происхождения товара. 

Позицию аргументируют так: 

  • Страна происхождения — существенное условие, и отсутствие её однозначного определения может привести к признанию контракта незаключенным.
  • Указание одной страны необходимо для применения нацрежима и «защитных» мер в госзакупках.
  • Участник закупки должен заранее (при подаче заявки) определить конкретный товар с четкими характеристиками. При этом не обязательно иметь товар в наличии в процессе участия в закупке

Минфин подчеркивает, что возможность указания нескольких стран в законе не предусмотрена и не рассматривается. Эту позицию разделяют многие УФАС и используют письмо при вынесении решений.

Документ: Письмо Минфина от 13.03.2025 № 24-03-09/24756

Позиция Роспатента об указании товарного знака в заявке

Роспатент в ответ на запрос ФАС разъяснил, что решение о государственной регистрации товарного знака организация принимает добровольно. Действующее законодательство не содержит обязательного требования о регистрации бренда, предоставляя бизнесу право самостоятельно определять необходимость такой процедуры.

Если участник закупки указывает в заявке товарный знак, который отсутствует в реестре Роспатента, это не может служить основанием для отклонения заявки по формальному признаку «недостоверности сведений». Подобные действия заказчика будут считаться неправомерными.

Такая позиция базируется на положениях ст. 1 ГК РФ, которая закрепляет принцип свободы определения своих прав участниками гражданского оборота, и ст. 1484 ГК РФ — она предусматривает исключительные права только для зарегистрированных товарных знаков. Ведомство также подчеркнуло, что в ГК РФ отсутствует запрет на использование незарегистрированных обозначений в коммерческой деятельности.

Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака не является нарушением и не должно влиять на допуск участника к закупочным процедурам.

Документ: Письмо Роспатента от 05.03.2025 г № 02/4-21-3731/08

Напоминание Минфина об указании количества баллов по 719-ПП

Для товаров из перечней ПП РФ № 1875 подтверждением страны происхождения  является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции. Кроме того, запись должна содержать данные о выполнении требований по локализации (баллы), если они начисляются в соответствии с ПП РФ № 719.

Министерство отмечает, что информация о баллах должна быть актуальной, а количество баллов должно превышать или равняться количеству, указанному в Постановлении. Если баллы по товарам начисляются, но участник при подаче заявки не указал их, или если количество баллов не соответствует требованиям, то заявка приравнивается к иностранной и может быть отклонена.

Документ: Письмо Минфина от 18.03.2025 № 24-06-06/26635

Инструменты для продуктивного участия в торгах

Разъяснения Минфина по применению 1875-ПП

В ответ на запрос Департамента по регулированию контрактной системы  Краснодарского края Минфин разъяснил применение нацрежима для заказчиков.

Исключения из запретов и ограничений

Ведомство пояснило:

  • Запреты не применяются, если цена контракта ≤ 1 млн рублей, а цена единицы товара ≤ 300 тыс. рублей. При этом требования пп. «и» п. 5 ПП РФ № 1875 к определению цены такой единицы товара не предъявляются.
  • Неприменение «защитных» мер — право, а не обязанность заказчика.

Определение цен

При расчете НМЦК методом сопоставимых рыночных цен заказчик направляет запросы поставщикам, данные о которых есть в государственной информационной системе. Если в системе содержится информация менее чем о трех организациях сферы промышленности, то заказчик направляет запросы поставщикам из ЕАЭС.

Описание товаров

Если в тендере установлены «защитные» меры, то при описании объекта закупки заказчик должен опираться на характеристики товаров российского происхождения. 

Документ: Письмо Минфина от 17.03.2025 № 24-06-06/25869 

ФАС пересмотрела основания включения в РНП

Ранее выявление недостоверных сведений не являлось основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), однако в новом письме ФАС сообщает, что письмо от 16.03.2017 № ИА/16790/17 «По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков» утратило актуальность.

Новый подход призывает рассматривать недостоверные сведения как существенное нарушение условий контракта, поэтому предоставление ложных данных теперь может  привести к включению в РНП. 

Таким образом, заказчики будут тщательнее проверять контрагентов, а при выявлении недостоверных сведений направлять в контрольный орган информацию о поставщике. 

Документ: Письмо ФАС от 6.03.2025 № МШ/19851/25

Позиция ФАС о сроке вступления в силу независимой гарантии

Независимые гарантии, которые поставщики предоставляют в качестве обеспечения исполнения контракта, должны соответствовать типовой форме, утвержденной ПП РФ № 1005, и условиям ст. 45 44-ФЗ. Согласно п. 16 типовой формы, гарантия вступает в силу со дня заключения контракта. 

Если форма независимой гарантии нарушена, а сроки не соответствуют требованиям, то заказчик вправе отказать в принятии гарантии и признать победителя уклонившимся от подписания контракта. 

Рекомендуем детально проверять текст независимой гарантии на соответствие требованиям законодательства до ее выпуска, чтобы избежать уклонения от подписания контракта и последующего включения в РНП.

Документ: Письмо ФАС от 05.03.2025 № 28/19569/25

Напоминание от Казначейства о важных «дедлайнах» цифровизации

Московское Управление Федерального казначейства напомнило заказчикам об обязанности заключать, расторгать контракты и подписывать допсоглашения через ЕИС с 1 апреля 2025 года.

Заключение контрактов

С 1 апреля 2025 заключение контрактов через ЕИС становится обязательным для закупок по п. 2, 6, 6.1, 11, 12, 54, 55 ст. 93 44-ФЗ. Ранее заказчики могли применять это правило добровольно.

Подписание допсоглашений

С 1 апреля 2025 дополнительные соглашения к контрактам, заключенным по результатам электронных закупок, должны оформляться в ЕИС. Исключения — контракты, заключенные до этой даты без внесения изменений через систему.

Расторжение контрактов

С 1 апреля 2025 соглашения о расторжении контрактов также обязательно заключать через ЕИС. 

Документ: Письмо УФК по г. Москве от 5.03.2025 № 73-19-17/19- 3258

Соглашение о взаимном признании банковских гарантий

Цель опубликованного документа — упрощение доступа поставщиков из стран ЕАЭС (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) к государственным и муниципальным закупкам внутри союза через взаимное признание банковских гарантий.

В соглашении прописаны важные условия для банка-гаранта:

  • регистрация в стране поставщика;
  • отсутствие признаков банкротства в течение последних шести месяцев;
  • наличие достаточного кредитного рейтинга, если этого требует законодательство страны заказчика. 

Гаранты включаются в перечень признанных банков страны заказчика, а формы и содержание гарантий должны соответствовать законодательству этой страны. Споры по банковским гарантиям будут решать в судебном порядке по месту регистрации бенефициара (заказчика), в соответствии с законодательством страны заказчика. 

Соглашение создаст условия для свободного участия компаний в закупках на территории всех стран ЕАЭС. Это будет способствовать:

  • укреплению взаимовыгодного экономического сотрудничества между государствами-участниками;
  • расширению рынков сбыта для поставщиков за счет доступа к закупкам в странах ЕАЭС;
  • развитию предпринимательской активности и росту бизнеса.

Документ: Соглашение о взаимном признании банковских гарантий

*Обложка статьи: Daniel Seßler · Unsplash

Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Бесплатная книга

44-ФЗ простым языком

Скачать
Книга «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджестКнига «44‑ФЗ простым языком» за подписку на дайджест
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий