Март принес участникам торгов ряд значимых новостей. В подборке этого месяца — обзоры законопроектов, которые приведут к унификации имущественных торгов, внесут изменения в малые закупки, корректировку условий контрактов и некоторые другие процессы. Кроме этого разбираем письма ведомств и напоминаем об очередном «дедлайне» в цифровизации тендеров.
В этой статье:
- Законопроект об изменениях в малых закупках
- Законопроект об изменении существенных условий контракта по благоустройству
- Новые законопроекты по ПП РФ № 719
- Законопроект об унификации имущественных торгов
- Позиция Минфина о порядке указания страны происхождения товара
- Позиция Роспатента об указании товарного знака в заявке
- Напоминание Минфина об указании количества баллов по 719-ПП
- Разъяснения Минфина по применению 1875-ПП
- ФАС пересмотрела основания включения в РНП
- Позиция ФАС о сроке вступления в силу независимой гарантии
- Напоминание от Казначейства о важных «дедлайнах» цифровизации
- Соглашение о взаимном признании банковских гарантий
Законопроект об изменениях в малых закупках
Минфин разработал проект закона, направленного на реализацию Концепции малых закупок. Законопроект предполагает ряд изменений в действующую редакцию 44-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.
Создание Единого каталога конкретных товаров
Ведомство предложило ввести централизованный реестр товаров, работ и услуг (ТРУ) для проведения малых закупок.
По замыслу авторов проекта, Единый каталог конкретных товаров (ЕККТ) должен включить:
- наименования и характеристики позиций,
- товарные знаки производителей,
- данные о стране происхождения.
Ведение каталога возложат на уполномоченный федеральный орган.
Трансформация электронного магазина
Ведомство предложило изменить механизм закупок в электронных магазинах. Площадки, предположительно, будут напоминать коммерческие маркетплейсы и работать по такому принципу:
- Участники заранее размещают предложения о закупке ТРУ в соответствии с ЕККТ.
- Оператор площадки направляет заказчику не более трех релевантных предложений.
- Заказчик выбирает лучшее по ценовому параметру.
Участники смогут улучшить свое ценовое предложение в порядке, предусмотренном электронным магазином, в течение определенного времени. Этот диапазон будет устанавливать заказчик, выбирая из периодов: 3, 6 или 24 часа.
Министерство считает, что подобный подход повысит прозрачность тендерных процедур, снизит трудозатраты заказчиков и упростит проведение малых закупок.
Отмена обеспечительных мер в малых закупках
Ведомство предложило освободить участников малых закупок от внесения обеспечения исполнения контракта. Мера позволит снизить финансовую нагрузку на поставщиков и сократить барьер для выхода в закупки.
Новые стандарты для торговых площадок
Для реализации Концепции малых закупок Минфин планирует ввести дополнительные требования к операторам ЭТП и сформировать официальный перечень торговых площадок, разрешенных для проведения таких тендеров.
Документ: Законопроект 155471
Инструменты для продуктивного участия в торгах
Законопроект об изменении существенных условий контракта по благоустройству
Депутаты Госдумы подготовили законопроект, который предполагает изменения в ст. 95 44-ФЗ. А именно:
- Добавление благоустройства территории в перечень случаев, при которых можно менять существенные условия контракта. Речь о корректировке объема или видов работ до 10% от цены контракта.
- Введение возможности корректировки сроков контракта на строительный контроль при изменении сроков основного строительства, реконструкции или капремонта.
- Расширение возможностей изменения контракта, заключенного с единственным поставщиком.
Вступление в силу запланировано на 1 июля 2025 года.
Документ: Законопроект 854737-8
Новые законопроекты по ПП РФ № 719
Минпромторг активно работает над пополнением перечня требований к российской промышленной продукции, реализуя политику импортозамещения и развития российской промышленности.
В марте ведомство опубликовало три законопроекта, которые устанавливают требования к следующим предметам закупки:
- роторно-управляемые системы, системы телеметрии и каротажа;
- отрасли солнечной энергетики, углубление локализации кремниевых пластин и слитков;
- оборудование для литий-ионных батарей и аккумуляторов, систем накопления и хранения электрической энергии на основе аккумуляторных литий-ионных батарей.
Законопроекты предлагают ввести балльную систему оценки ключевых аспектов производства:
- выполнения технологических операций,
- перспективности применяемых технологий,
- критической значимости производственных процессов.
Такая система поможет объективно оценивать и отражать степень локализации производства на территории России.
Документы:
Законопроект об унификации имущественных торгов
Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона, направленного на унификацию правил имущественных торгов. Депутаты планируют дополнить 135-ФЗ «О защите конкуренции» статьей 17.3.
Новая статья установит единый стандарт к организации имущественных торгов. А именно:
- Проведение таких торгов в электронной форме на 8 федеральных ЭТП.
- Приоритетное проведение торгов в форме аукциона, если закон не предусматривает способ определения победителя в форме конкурса.
- Уточнение сроков размещения извещений — 15 дней для аукционов и 25 дней для конкурсов.
- Введение обязанности по размещению информации о торгах на официальном сайте.
- Освобождение участников от взимания платы за услуги оператора, если задаток переводится на счет ЭТП.
- Введение единого срока заключения договора с победителем — не ранее чем через 10 дней после публикации протокола (для возможности обжалования).
В статье будут прописаны обязанности организатора торгов и оператора ЭТП, а также основания для признания торгов несостоявшимися. Отметим, что помимо поправок в 135-ФЗ, изменения планируют внести в 12 федеральных законов: Земельный, Водный и Лесной кодексы, законы о недрах, рыболовстве и другие, чтобы привести нормативные документы в соответствие с новой ст. 17.3 135-ФЗ.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Документ: Законопроект № 819547-8
Позиция Минфина о порядке указания страны происхождения товара
Ведомство разъясняет, что в заявке на тендер по 44-ФЗ нужно указывать только одну страну происхождения товара.
Позицию аргументируют так:
- Страна происхождения — существенное условие, и отсутствие её однозначного определения может привести к признанию контракта незаключенным.
- Указание одной страны необходимо для применения нацрежима и «защитных» мер в госзакупках.
- Участник закупки должен заранее (при подаче заявки) определить конкретный товар с четкими характеристиками. При этом не обязательно иметь товар в наличии в процессе участия в закупке
Минфин подчеркивает, что возможность указания нескольких стран в законе не предусмотрена и не рассматривается. Эту позицию разделяют многие УФАС и используют письмо при вынесении решений.
Документ: Письмо Минфина от 13.03.2025 № 24-03-09/24756
Позиция Роспатента об указании товарного знака в заявке
Роспатент в ответ на запрос ФАС разъяснил, что решение о государственной регистрации товарного знака организация принимает добровольно. Действующее законодательство не содержит обязательного требования о регистрации бренда, предоставляя бизнесу право самостоятельно определять необходимость такой процедуры.
Если участник закупки указывает в заявке товарный знак, который отсутствует в реестре Роспатента, это не может служить основанием для отклонения заявки по формальному признаку «недостоверности сведений». Подобные действия заказчика будут считаться неправомерными.
Такая позиция базируется на положениях ст. 1 ГК РФ, которая закрепляет принцип свободы определения своих прав участниками гражданского оборота, и ст. 1484 ГК РФ — она предусматривает исключительные права только для зарегистрированных товарных знаков. Ведомство также подчеркнуло, что в ГК РФ отсутствует запрет на использование незарегистрированных обозначений в коммерческой деятельности.
Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака не является нарушением и не должно влиять на допуск участника к закупочным процедурам.
Документ: Письмо Роспатента от 05.03.2025 г № 02/4-21-3731/08
Напоминание Минфина об указании количества баллов по 719-ПП
Для товаров из перечней ПП РФ № 1875 подтверждением страны происхождения является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции. Кроме того, запись должна содержать данные о выполнении требований по локализации (баллы), если они начисляются в соответствии с ПП РФ № 719.
Министерство отмечает, что информация о баллах должна быть актуальной, а количество баллов должно превышать или равняться количеству, указанному в Постановлении. Если баллы по товарам начисляются, но участник при подаче заявки не указал их, или если количество баллов не соответствует требованиям, то заявка приравнивается к иностранной и может быть отклонена.
Документ: Письмо Минфина от 18.03.2025 № 24-06-06/26635
Инструменты для продуктивного участия в торгах
Разъяснения Минфина по применению 1875-ПП
В ответ на запрос Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края Минфин разъяснил применение нацрежима для заказчиков.
Исключения из запретов и ограничений
Ведомство пояснило:
- Запреты не применяются, если цена контракта ≤ 1 млн рублей, а цена единицы товара ≤ 300 тыс. рублей. При этом требования пп. «и» п. 5 ПП РФ № 1875 к определению цены такой единицы товара не предъявляются.
- Неприменение «защитных» мер — право, а не обязанность заказчика.
Определение цен
При расчете НМЦК методом сопоставимых рыночных цен заказчик направляет запросы поставщикам, данные о которых есть в государственной информационной системе. Если в системе содержится информация менее чем о трех организациях сферы промышленности, то заказчик направляет запросы поставщикам из ЕАЭС.
Описание товаров
Если в тендере установлены «защитные» меры, то при описании объекта закупки заказчик должен опираться на характеристики товаров российского происхождения.
Документ: Письмо Минфина от 17.03.2025 № 24-06-06/25869
ФАС пересмотрела основания включения в РНП
Ранее выявление недостоверных сведений не являлось основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), однако в новом письме ФАС сообщает, что письмо от 16.03.2017 № ИА/16790/17 «По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков» утратило актуальность.
Новый подход призывает рассматривать недостоверные сведения как существенное нарушение условий контракта, поэтому предоставление ложных данных теперь может привести к включению в РНП.
Таким образом, заказчики будут тщательнее проверять контрагентов, а при выявлении недостоверных сведений направлять в контрольный орган информацию о поставщике.
Документ: Письмо ФАС от 6.03.2025 № МШ/19851/25
Позиция ФАС о сроке вступления в силу независимой гарантии
Независимые гарантии, которые поставщики предоставляют в качестве обеспечения исполнения контракта, должны соответствовать типовой форме, утвержденной ПП РФ № 1005, и условиям ст. 45 44-ФЗ. Согласно п. 16 типовой формы, гарантия вступает в силу со дня заключения контракта.
Если форма независимой гарантии нарушена, а сроки не соответствуют требованиям, то заказчик вправе отказать в принятии гарантии и признать победителя уклонившимся от подписания контракта.
Рекомендуем детально проверять текст независимой гарантии на соответствие требованиям законодательства до ее выпуска, чтобы избежать уклонения от подписания контракта и последующего включения в РНП.
Документ: Письмо ФАС от 05.03.2025 № 28/19569/25
Напоминание от Казначейства о важных «дедлайнах» цифровизации
Московское Управление Федерального казначейства напомнило заказчикам об обязанности заключать, расторгать контракты и подписывать допсоглашения через ЕИС с 1 апреля 2025 года.
Заключение контрактов
С 1 апреля 2025 заключение контрактов через ЕИС становится обязательным для закупок по п. 2, 6, 6.1, 11, 12, 54, 55 ст. 93 44-ФЗ. Ранее заказчики могли применять это правило добровольно.
Подписание допсоглашений
С 1 апреля 2025 дополнительные соглашения к контрактам, заключенным по результатам электронных закупок, должны оформляться в ЕИС. Исключения — контракты, заключенные до этой даты без внесения изменений через систему.
Расторжение контрактов
С 1 апреля 2025 соглашения о расторжении контрактов также обязательно заключать через ЕИС.
Документ: Письмо УФК по г. Москве от 5.03.2025 № 73-19-17/19- 3258
Соглашение о взаимном признании банковских гарантий
Цель опубликованного документа — упрощение доступа поставщиков из стран ЕАЭС (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) к государственным и муниципальным закупкам внутри союза через взаимное признание банковских гарантий.
В соглашении прописаны важные условия для банка-гаранта:
- регистрация в стране поставщика;
- отсутствие признаков банкротства в течение последних шести месяцев;
- наличие достаточного кредитного рейтинга, если этого требует законодательство страны заказчика.
Гаранты включаются в перечень признанных банков страны заказчика, а формы и содержание гарантий должны соответствовать законодательству этой страны. Споры по банковским гарантиям будут решать в судебном порядке по месту регистрации бенефициара (заказчика), в соответствии с законодательством страны заказчика.
Соглашение создаст условия для свободного участия компаний в закупках на территории всех стран ЕАЭС. Это будет способствовать:
- укреплению взаимовыгодного экономического сотрудничества между государствами-участниками;
- расширению рынков сбыта для поставщиков за счет доступа к закупкам в странах ЕАЭС;
- развитию предпринимательской активности и росту бизнеса.
Документ: Соглашение о взаимном признании банковских гарантий
Изучите другие подборки новостей
*Обложка статьи: Daniel Seßler · Unsplash